Париж

   путешествия       13-03-2018

До Эйфелевой — рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас — такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь,

 

Что скушным и некрасивым

Нам кажется ваш Париж.

«Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?»

(Марина Цветаева «Лучина», 1931)

Я была в Париже один раз — в конце 90-х в рамках тура Париж-Брюссель-Амстердам. В программу входил весь джентльменский набор — Эйфелева башня, Елисейские поля, Лувр, Версаль, Фонтенбло, прогулка по Сене, русское кладбище, Дом инвалидов, Собор Парижской богоматери.

Собору Парижской богоматери посвятил цикл своих картин французский художник Альбер Марке (1875-1947), которому, в свою очередь, была посвящена выставка «Распахнутое окно» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Художник изобразил Нотр-Дам де Пари в разное время года — зимой в снегу , в дождь и на солнце.

Путешествуя по Европе, оказался в Париже и художник-авангардист Эль Лисицкий, выставку которого представил Еврейский музей и центр толерантности в Москве. Художник тоже запечатлел Собор Нотр-Дам , а также Эйфелеву башню

В Средние века в Соборе творили французские композиторы, которых называли по названию собора школа Нотр-Дам. Большинство авторов музыкальных композиций школы Нотр-Дам анонимны, но музыка сохранилась и исполняется до сих пор. Так, в Москве, в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Петра и Павла в рамках Фестиваля средневековой музыки 2017 была исполнена танцевальная музыка в церкви XII-XIV веков .

В XXI веке Собору Парижской богоматери потребовались масштабные ремонтные работы, так как одна часть дубового каркаса здания была сооружена в XIII веке, другая - отреставрирована в XIX. Целая секция собора закрыта для публики, потому что к ней ведут слишком узкие лестницы, а шпиц парижского собора дал течь.

Долгое время в Париже жила русская художница Зинаида Серебрякова (1884-1967), выставку которой за последние 50 лет творчества организовала к 50-летию со дня её смерти Третьяковская галерея в Москве. Французский период эмиграции художницы охватывает 43 года. В Париже она получает заказы на портреты представителей русской эмиграции, но также создает пейзажи и виды Парижа, например, картину «Набережная Сены» (1925 г.). Я тоже была на набережной Сены, а также каталась по Сене на кораблике.

В центре Парижа жил известный певец Джо Дассен (1938-1980), фильм о котором «Легенда» вышел во Франции в 2004 году.

В 1911 году в Академии La Palette в Париже занимается живописью художник Аристарх Лентулов (1882-1943), выставка картин которого «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова» была представлена в Театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве. В Академии преподавали кубисты А. Ле Фоконье и Ж. Метценже, и со следующего года А. Лентулов пишет картины в кубистическом стиле, в частности, «Париж» , «Автопортрет с женой» и др. В 1925 году А. Лентулов участвует в Международной выставке декоративного искусства в Париже и получает золотую медаль за макет к опере А. Рубинштейна «Демон» (в архиве семьи сохранился диплом, выданный А. Лентулову в Париже ).

В Париже работал и известный русский художник-живописец В.М. Васнецов (1848-1926). Его живописные этюды, выполненные в Париже, позиционировались на выставке «Пейзажи В.М. Васнецова» в Доме-музее В.М. Васнецова в Москве. К сожалению, ни одного парижского пейзажа я на этой выставке не увидела. Зато увидела на выставке «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве — «Балаганы в окрестностях Парижа» .

В.М. Васнецов наряду с художниками В.А. Серовым, И.И. Левитаном, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, Н.Н. Ге и др. был художником-передвижником. Французские живописцы не были знакомы с творчеством российских художников-передвижников. Но русские художники внимательно наблюдали за практикой импрессионистов, делились своими мнениями и активно обсуждали каждую новую выставку в художественных салонах Парижа. Перелом в отношении французского искусства произошёл в России во второй половине 1880-х годов, чему способствовали Всемирная выставка в Париже 1889 года и русские коллекционеры, приобретавшие произведения современных французских авторов. Непосредственностью восприятия натуры, поэтической трактовке сцен крестьянского быта многие российские художники-передвижники изначально были обязаны французскому мастеру Жюлю Бастьен-Лепажу. На выставке «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве была представлена его картина «Деревенская любовь» . Для Владимира Маковского, Валентина Серова, Константина Коровина и Михаила Нестерова творчество этого французского реалиста было шагом к пониманию принципов пленэризма. Сами передвижники, правда, с пленэрной живописи не начинали, но её нельзя отрицать в полотнах 1880-х годов Репина, Сурикова, Поленова, Левитана, Серова, Коровина.

Во второй половине XIX века Париж становится центром художественного притяжения, куда с начала 1860-х годов приезжали многие русские художники — будущие передвижники: Перов, Крамской, Репин, Поленов и др. В творчестве В.Д. Поленова и И.И. Левитана утверждается пленэризм, имевший важное значение для развития новой пейзажной живописи конца XIX века. На выставке «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» представлена характерная для этого периода картина Левитана «Над вечным покоем» . В 1887 году К.А. Коровин стал вестником русского импрессионизма, создав «Портрет хористки», также представленный на выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве . Мне-то бросилась в глаза его картина «Париж»  на той же выставке, которая совершенно точно написана в духе импрессионизма.

Долгое время в Париже жила и Марина Цветаева. Здесь с ней общался В.В. Маяковский, который полюбил Париж, приезжал сюда семь раз и провёл в Париже в общей сложности 200 дней. Некоторые его стихи Марина Цветаева перевела на французский язык.

Ярчайшим представителем Парижской художественной школы специалисты называют французского художника еврейского происхождения Хаима Сутина (1893-1943). В Париже он обосновался с 1913 года. В 1923 году на него обрушилась слава. В его творчестве выделяют «Натюрморты», «Портреты» и «Пейзажи», причем пейзажи называют самым слабым элементом его творчества. Учитывая то, что в натюрмортах Сутина привлекала исключительно структура плоти («Туша теленка», «Туша быка» и т.п.), и, на мой взгляд, та же структура плоти представлена и в его портретах, более или менее адекватно относиться можно только к его пейзажам.

С Парижем связаны и имена таких известных французских композиторов, как Жорж Бизе, Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси, Жюль Массне, Габриель Форе и Жак Ибер, произведения которых звучали на вечере французской камерной музыки в Культурном центре «Франкотека» в Москве.

Также в Париже искал работу Вольфганг Амадей Моцарт.

В Париже родился и вырос архитектор Огюст Монферран  (1786-1858), который получил прекрасное профессиональное образование у лучших архитекторов своего времени. У себя на родине Монферран почти не был известен, а мы его прекрасно знаем благодаря Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. Он всё-таки вернется в Париж, но — после кончины. Его прах покоится на Монмартрском кладбище, в семейном склепе, который он сам сделал для своей матери. Обо всем этом я узнала на выставке, посвященной арxитектору, в Библиотеке искусств им. Боголюбова в Москве.

В ноябре 1864 года в Париж для продолжения обучения приехал русский художник В.В. Верещагин (1842-1904), большая выставка которого была представлена в Третьяковской галерее в Москве. Тогда же в ноябре он поступил в Академию художеств в мастерскую Жана-Леона Жерома.