Венеция

  01-09-2018

Островная Венеция известна с IX века. Островная Венеция — город без автомобилей, она находится на каналах и характеризуется очень узкими улочками . В состав Италии вошла только в конце XIX века.

Я была в Венеции пару раз — и в рамках сухопутных туров, и в рамках средиземноморского круиза.

О Венеции вспоминают и при посещении Хорватии, например, городов Задара и Пулы. 

С 1575 по 1577 год в городе свирепствовала страшная чума, которая сократила численность жителей на треть. Во время эпидемии умер и великий художник Тициан Вечеллио (1488/1490-1576), заразившийся от своего сына. Говорят, его нашли на полу мертвым с кистью в руке. Вопреки закону, по которому тела умерших от чумы следовало сжигать, Тициана похоронили в соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. На его могиле высечено: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и и Апеллесов».

Тициан был одним из трех художников, которые формировали венецианский стиль в эпоху Возрождения. Два других — это Паоло Веронезе (около 1528-1588) и Якопо Тинторетто (около 1518-1594). Эти художники родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус, но вместе с тем в их судьбах много общего, они взаимодополняли друг друга. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве были показаны наиболее важные картины трех мастеров из собраний Италии и России, объединенные единым замыслом — религиозной тематикой: «Кающийся Святой Иероним», «Воскресение Христа» , «Снятие с креста» Веронезе, «Венера и Адонис», «Святой Иоанн Милостивый» Тициана, «Встреча Марии и Елизаветы», «Пирам и Фисба», «Святой Георгий, убивающий дракона» Тинторетто и др.

Центральная площадь Венеции носит имя Святого Марка, который является покровителем города. Образовалась площадь в IX веке. Еще каких-то десять лет назад вся площадь была заполнена голубями, а сегодня их почти нет. На площади рядом с Дворцом дожей находится кафедральный собор Венеции — Собор Святого Марка . Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые в IX веке были привезены из Александрии в Венецию.

Строительство современной базилики началось в XI веке. В настоящее время собор является действующим храмом.

Интересно, что в России недалеко от Архангельска в устье Северной Двины был остров Святого Марка, на котором в 1702 году был построен Домик Петра I, в котором царь жил в течение двух с половиной месяцев. В 1934 году Домик Петра I был перевезен в Коломенское .

От площади Сан Марко можно прогуляться на катере до морского вокзала Сан Базилио – международного пассажирского терминала для небольших круизных судов. Недалеко от Сан Базилио на канале Джудекка находится собор Санта-Мария дель Розарио , или собор Джезуати. Был построен в первой половине XVIII века для ордена доминиканцев.

Всего в Венеции более 150 церквей.

Один из символов Венеции — гондола . Раньше гондола являлась главным средством передвижения по каналам города. Лицензии на работу гондольеров передаются по наследству от отца к сыну, поэтому попасть в число гондольеров человеку с улицы непросто. Размеры и конструкция лодки были регламентированы в XVIII веке. У гондолы всего одно весло, это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. В Венеции 433 гондольера, причём это число не меняется вне зависимости от выхода на пенсию или прибытия новых членов. Все гондольеры венецианцы по происхождению. В 2009 году появилась первая лицензированная женщина-гондольер.

Писательница Дина Рубина называет прогулку на гондоле «взглядом снизу»: «Позиция «взгляд снизу» дарит путешественника не только более интимными видами, но и более откровенными запахами: всё было слишком близко, беспощадно близко: грязноватая вода, зелёные от водорослей сваи, лишайные своды низкого испода мостов над головой, сырой кирпич стен, пожираемых проказой «аква альта»» («Гладь озера в пасмурной мгле»).

В начале XIX века австрийский композитор Франц Шуберт сочинил произведение «Баркарола», по сути песню венецианских гондольеров (с итальянского barca - лодка). Это произведение звучало в исполнении валторны и фортепьяно на концерте «Валторна и голос» в Большом зале Библиотеки иностранной литературы в Москве.

Общие впечатления: В творчестве русского советского художника Бориса Кустодиева есть картина под названием «Венеция» . Даже в темное время суток можно разглядеть очертания собора Святого Марка и Гранд-канал. Картина представлена в Музее русского импрессионизма в Москве. В письме к жене Юлии Евстафьевне Кустодиевой от 21 июня 1907 года художник писал: «Что особенно заметно в Венеции — это совсем другой город, чем его изображают в бесчисленных картинах, весь он серо-белый, а небо серо-голубое, даже мутное. Его начинаешь понимать и любить, когда станешь в нём жить, и вот теперь он нам нравится и, вероятно, полбим его до безумия под конец». И вот картина Кустодиева «Венеция», представленная на выставке «Живопись. Фотография» в Мультимедиа Арт Музее в Москве, совсем в других тонах .

Картина с таким же названием («Венеция») есть и у В.Д. Поленова, представленная на выставке «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве .

Известная картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» тоже, оказывается, связана с Венецией. После поездки в Венецию в 1839 году А-А- Иванов сделал эскиз своей картины в венецианских красках .

В XVII-XVIII веках в Венеции широким спросом пользовался натюрморт, принадлежащий кисти приезжих художников Якоба ван дер Керкховена, Якоба Виктора, Элизабетты Маркиони, поскольку местные живописцы не проявляли интереса к изображению неживой природы, считая её низшим жанром. Полотна этих и других художников европейского масштаба, творивших в Венеции, были представлены на выставке «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» в Пушкинском музее в Москве. Каналетто возродил идеализированный образ венецианской жизни. Особенно это проявилось в его яркой картине «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» . Бучинторо - это церемониальная галера дожа. В XVIII веке Венеция переживала настоящий расцвет искусства.