НИДЕРЛАНДЫ

  15-07-2018

Я была в Нидерландах два раза, а, впрочем, даже можно сказать три, потому что в начале 90-х меня покатали на машине по голландскому городу на границе с немецким Дуисбургом. Дело было вечером, темно, так что кроме указателей на голландском языке я больше ничего не видела.

В конце 90-х я побывала сначала в Амстердаме, а потом в Гааге.

В 2018 году Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве организовал выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» (82 произведения из 250). Лейденская коллекция - одно из крупнейших частных собраний картин голландских мастеров, названная по родному городу самого известного художника эпохи Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). Коллекция принадлежит американскому банкиру Тому Каплану и его жене Дафне и находится постоянно в Нью-Йорке. Лейденская коллекция демонстрирует творчество как самого Рембрандта, так и его современников и соперников. Учителем Рембрандта был амстердамский живописец Питер Ластман (1583-1633), картина которого «Давид и Урия» представлена на выставке.

Том Каплан говорит: «Когда мы любим художника, Доу или ван Мириса, то это очень глубокое чувство: нам важно в нем все, и в идеале мы бы хотели проследить весь его путь — от ученичества до последних работ. Далеко не всеми художниками мы настолько очарованы, но считаем, что нам нужно иметь образцы творчества тех, кто был очень важен в свое время, но потом утратил весь свой блеск и только сейчас — не в последнюю очередь благодаря нам — возвращается. Например, Фердинанд Бол (1616-1680), или Говерт Флинк (1615-1660)».

В XVII веке голландские мастера обращались к различным сюжетам и мотивам. Они специализировались на изображении жанровых и исторических сцен, портретов, воплощали вкусы и идеи эпохи.

Интерес Рембрандта к автопортрету нашёл выражение в его «Автопортрете с затенёнными глазами» . Под «затенёнными», очевидно, понимается техника исполнения. На выставке представлен также «Портрет Рембрандта в восточном одеянии» работы Изака де Яудервиля. Честно говоря, я не увидела разницы в изображении глаз Рембрандтом и де Яудервилем.

Привлекали библейские сюжеты. Художник Каспар Нетшер написал в XVII веке картину на судьбоносный для мироздания сюжет «Сарра приводит Агарь к Аврааму» . Согрешил Авраам с девушкой, и родился Измаил. Но даже к грешницам приходит ангел, о чем свидетельствует картина Карела Фабрициуса «Явление ангела Агари» . Правда, к тому моменту она уже была изгнана из дома Авраама и скиталась с ребенком по пустыне.

Нельзя пройти мимо картины Годфридуса Схалкена «Кающаяся Мария Магдалина» . Давайте посмотрим на картину глазами современных отцов церкви. Во-первых, кто же кается сидя? В развратном пеньюаре? С обнаженной грудью? Так и слышу гневный вопрос батюшек: «А где слёзы раскаяния? Не верю!!!». А вот Господь - поверил. Судя по всему, кающаяся должна выглядеть исключительно как на картине Хендрика Тербрюггена «Аллегория христианской веры» . Хендрик Тербрюгген принадлежал к группе художников, известных как утрехтские караваджисты: они стали работать со светом и тенью в духе Караваджо, но в Нидерландах.

Мало кто знает, как выглядел царь Соломон. А вот художник Арт де Гельдер, очевидно, знает, потому что на выставке представлена его картина «Персонаж Ветхого Завета, возможно, царь Соломон» . Кстати, на выставке представлена  картина художника Виллема де Портрера «Соломон и царица Савская». На ней царь Соломон приблизительно так же выглядит.

Я обратила внимание на картину Каспара Нетшера «Две женщины с корзиной лимонов» . Какие же это лимоны? Это лук репчатый!

Художник Габриель Метсю написал картину «Старуха за едой в интерьере», которая считается одной из самых прекрасных его работ  (почему-то на выставке она называется «Старуха за едой»). Специалисты считают, что на картине изображена вдова. Странно, разве вдова - это обязательно старуxа? В описании указывается на скромную женщину, которой почти нечего есть, огня в камине нет, наверное, в доме холодно, тускло падает свет. У меня изображённая на картине дама никак не ассоциируется со старухой. Ни одной морщинки, лицо гладкое, глаза хитро прищурены. На выставке есть портреты старух, но это не старуха Метсю.

В Нидерландах родились два известных художника — в XV веке в Хертогенбосе родился Иероним Босх (настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен), а в XVI веке в современной нидерландской провинции Северный Брабант (бывшем городе Бреда) родился Питер Брейгель Старший, работы которых были представлены на выставке «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны» в Москве. Чтобы не путать старшего Брейгеля с его сыном Питером Брейгелем младшим, его позже стали называть Брейгелем Мужицким, потому что из его 45 картин 30 посвящены изображению природы, деревни и простых людей.