Абрамцево

  24-08-2018

Музей-заповедник «Абрамцево» находится в Московской области на берегу реки Вори. Первые упоминания об Абрамцеве относятся к XVI веку. Тогда местность называлась Обрамково. В начале XVIII века. Абрамково, как теперь называлось поместье, стало владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. Прослужив двадцать лет во флоте, Головин вышел в отставку и поселился в Абрамкове. Здесь он прожил почти безвыездно более полувека, занимаясь устройством усадьбы, в общих чертах сохранившей свой  облик до наших дней. Одноэтажный деревянный усадебный дом - это самое старое здание усадьбы . Привлекательность усадьбе придавало живописное местоположение, богатые охотничьи и рыболовные угодья, обилие грибов и ягод. Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 года, затем за короткий срок сменило нескольких хозяев.

Мы связываем Абрамцево (так поместье стало называться для благозвучия) с именами Аксакова и Мамонтова, благодаря которым жизнь усадьбы делится на два периода — литературный и театрально-художественный.

Писатель С.Т. Аксаков приобрёл усадьбу в Абрамцево в 1843 году. Он называл эти места «раем земным» и даже посвятил любимому имению стихотворение. Считается, что именно здесь он создал свои лучшие произведения. Он был заядлым рыбаком, много времени проводил на реке с удочкой, об этом и писал. Здесь родилось его первое произведение «Заметки об ужении рыбы», и другие, более известные произведения — сказка «Аленький цветочек» и автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука», сборник «Записки ружейного охотника».

При Аксакове усадьбу посещали писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актер М.С. Щепкин, другие знаменитые современники. Аксаковы использовали для повседневных занятий залу и гостиную, а парадную спальню разделили на две жилые комнаты. Кабинет С.Т. Аксакова располагался непосредственно за столовой с западной стороны дома. В другой комнате останавливались гости, в том числе Н.В. Гоголь. Свое уважение к хозяину имения Н.В. Гоголь показывал необычным способом: вставал на рассвете, собирал в лесу белые грибы, а затем втыкал их в землю поближе к тропинкам, по которым ходил Аксаков. Владелец Абрамцево страстно любил «грибную охоту», но с возрастом у него ухудшалось зрение и заметить «добычу» в траве становилось все сложнее. Тайная помощь Гоголя позволяла быстро набрать полную корзину. Аксаков этому искренне радовался и отмечал, что «бранье белых грибов — все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми». Живя в Абрамцево, Гоголь работал над вторым томом «Мёртвых душ» и нередко зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Однако вторая часть поэмы так и не была опубликована: автор уничтожил ее, и до наших дней сохранились лишь черновики нескольких глав.

К 1870 году Абрамцево купил железнодорожный промышленник, художественный и театральный деятель, меценат Савва Иванович мамонтов. При Мамонтове в Абрамцеве гостили художники В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов (талант которого как художника раскрылся именно в Абрамцево), В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Здесь ставились и оформлялись любительские спектакли. Здесь же Валентином Серовым была написана знаменитая «Девочка с персиками»  с дочери Саввы Мамонтова Веры. Михаил Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» берег реки Вори, которая течет недалеко от Абрамцево. А расположенный на территории усадьбы пруд можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Алёнушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».

Михаил Врубель проводил в Абрамцево больше времени, чем другие художники Абрамцевского кружка. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он познакомился со своей будущей женой — певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане».

Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказочные сюжеты, но и спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку — настоящий домик Бабы-яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избушки установлен на небольших сосновых пнях, напоминающих подклеты традиционных северных изб. Фронтоны украшены резными совами и летучими мышами — такие изображения были характерны для народных сказок. Конек крыши увенчан головой лошади: подобное украшение часто встречается и на картинах Васнецова.

Если многочисленная семья Аксаковых считала дом вместительным, то Мамонтовым, представителям другого поколения, он показался тесноватым. Новые владельцы не только отремонтировали дом, но и достроили его.

Сейчас в доме находятся портреты членов семьи Мамонтовых, картины их друзей-художников, пейзажи Абрамцева, обстановка, сохранившаяся с тех времен.

Как музей усадьба Абрамцево существует с 1918 года. Его первой хранительницей стала Александра Саввишна Мамонтова. К началу 1920-х годов коллекция музея насчитывала около двух тысяч экспонатов.

В годы Великой Отечественной войны в музее «Абрамцево» находился военный госпиталь .

Общие впечатления: При отсутствии собственного транспорта есть смысл купить экскурсию в Абрамцево, потому что самостоятельно добираться до музея очень неудобно. Экскурсия включает посещение главного усадебного дома с экскурсионным обслуживанием. Посещение других объектов усадьбы, в том числе церкви, построенной по эскизам Васнецова, исключительно за дополнительную плату — 400 рублей. Сразу вспомнилась церковь Фраумюнстер в Цюрихе (Швейцария) с витражами Марка Шагала, вход в которую абсолютно бесплатный.

Идея строительства церкви в Абрамцево принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов. Однако поленовский проект показался Мамонтовым тяжеловесным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов. Он изменил пропорции здания — так церковь становилась светлее и изящнее.

Строительство церкви началось в мае 1881 года. Савва Мамонтов лично занимался резьбой по камню, Михаил Врубель изготавливал изразцы для церковного камина, Василий Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону «Благовещение». Образ Спаса Нерукотворного написал Илья Репин, иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов. По его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами.

В 1953 году советская художница Валентина Диффинэ-Кристи пишет картину «Церковка в Абрамцево» . На картине - та самая церковь, построенная по эскизам В.М. Васнецова. Картина представлена в постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма в Москве.

Бесплатно в Абрамцево можно увидеть старый дуб, которому 245 лет .