Истра

  28-07-2018

Истра — это город в Московской области. Известен с XVI века, причем с XVI по XVIII века он был селом. С конца XVIII века стал городом под названием Воскресенск, а в 1930 году был переименован в Истру, очевидно, по названию реки Истра, на которой он находится.

Интересно, что в конце XIX века в Воскресенске жил и работал в местной больнице А.П. Чехов. Впечатления от жизни в Воскресенске легли в основу некоторых его произведений.

Основная достопримечательность города — Новоиерусалимский монастырь , известный с XVII века.

В 1830 году Новоиерусалимский монастырь посетил М.Ю. Лермонтов. Здесь он написал стихотворение «В Воскресенске»:

Пред мной готическое зданье
Стоит, как тень былых годов

и т.д.

Все места в городе Истра связаны с именем патриарха Никона (1605-1681). Именно он в 1656 году основал Новоиерусалимский монастырь как подмосковную резиденцию патриархов. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира как точное подобие Святой Земли. Все прежние названия окрестностей Истры были изменены на евангельские. Так, река Истра  становится Иорданом, холм под мужским монастырем стал горой Сион, появляются холмы Елеонский с каменной Елеонской часовней и Фавор, появляется Гефсиманский сад, а небольшой женский монастырь неподалеку получает название Вифания по городу, упомянутому в Новом Завете. Все монастырские башни тоже получили в продолжение традиции исторические названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская. Центром и главной святыней нового Иерусалима становится Воскресенский собор, созданный по точному образу и подобию Иерусалимского Храма Гроба Господня. Конечно, здесь не было ни Всевышнего, ни апостолов, но попытка воссоздать иерусалимские святыни удалась.

Воскресенский собор  — главное детище патриарха Никона. В нём обретены копии всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию (часовню) над Гробом Господним , Камень Помазания. Под Голгофой, в приделе святого Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона. Высота трехъярусных изразцовых иконостасов достигает восьми метров. Именно со строительства Воскресенского собора начинается история знаменитого московского многоцветного изразца.

Подземный храм равноапостольных Константина и Елены углублен в землю на 6 метров в память того, что именно на этой глубине царица Елена обрела Крест Господень. На том месте, где в историческом храме был обретен Крест, находится святой Живоносный источник, к которому ведут символичные 33 ступени.

В Солодовых палатах Новоиерусалимской обители находится выставка «Рассадник изразцового дела», которая рассказывает об истории изразцовых украшений Воскресенского собора. Желая как можно пышней и чудесней украсить свое детище, патриарх Никон впервые в России использует для украшения Воскресенского собора очень дорогие и редкие многоцветные изразцы. На выставке демонстрируются артефакты, найденные при реставрации Воскресенского собора – уникальные подлинные изразцы XVII века, сохранившие свой блеск и окраску до наших дней, реконструированные горны и печи для обжига изразцов.

К стенам Воскресенского Новоиерусалимского монастыря примыкает Гефсиманский сад, по сути, парк с кедровой рощей и столетними соснами. На территории Гефсиманского сада находятся скит патриарха Никона , часовня (не действующая)  и архитектурно-этнографический музей. Внутри я не была. Говорят, что в собрании музея представлены деревянные постройки, которые привезены сюда из разных деревень Подмосковья - крестьянские дома, мельница и другие постройки. В Гефсиманском саду также находится живительный источник, называвшийся прежде Силоамской купелью.

Крупнейший и старейший подмосковный музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»  основан в 1920 году. Раньше он находился на территории монастыря, сегодня располагается недалеко от монастыря, в одном культурном пространстве с обителью. В музее находятся экспонаты, связанные с историей Воскресенского монастыря и его основателем – патриархом Никоном. Это и драгоценные предметы церковной утвари, и редчайшие иконы строгановской и ярославской школ, изографов Оружейной палаты, северных мастеров иконописи, и коллекции оружия, фарфора, раритетных печатных и рукописных изданий. Музей использует компьютерные и визуальные музейные технологии. Каждый экспонат можно подробно рассмотреть на специальных виртуальных киосках в 3D формате. Это чрезвычайно интересно! В парковой зоне музея выставлены современные скульптуры.

В день моего приезда в музее «Новый Иерусалим» проходила выставка немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера (1471-1528) «Немецкая графика и живопись конца XV - начала XVI веков». Он начал первым подписывать резцовые гравюры и ксилографии. На выставке были представлены изображения святых, пророков, философов, библейских сцен, видов городов, астрономических явлений, объединённых в серии — серия «Апокалипсис», серия «Страсти» и другие. Это не только произведения Дюрера, но и его учеников и художников-современников . Картины, собранные в рамках единой экспозиции эпохи Дюрера, позволяют получить некоторое представление об основных тенденциях немецкого искусства того времени.