Оптина пустынь

  29-04-2019

Свято-Введенская Оптина пустынь — это ставропигиальный сужской монастырь, расположенный в 4 км от Козельска.

По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта, отсюда и название. Известно, что Оптинская обитель существовала уже XV веке.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы . Святыни храма: мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь во имя Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной по инициативе старца Амвросия, на юге — самый большой храм Оптиной пустыни, церковь во имя явления Казанской иконы Божией Матери , построенная в 1811 году, с мощами преподобных Моисея, Антония и Исаакия I Оптинских, на востоке — церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери  с мощами семи преподобных старцев Оптинских.

Храм в честь Преображения господня является новым: на его месте никогда не было храма. Он заложен в 2005 году Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Через два года храм был освящён .

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта . Находится на монастырском кладбище в юго-восточной части монастыря. В часовне по субботам совершается заупокойная лития.

Четырёхъярусная колокольня высотой 64 метра в стиле классицизма .

Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери (или Владимирская башня) с воротами, которые в дореволюционный период были главным входом в монастырь, в связи с чем назывались святыми.

Деревянная Звонница, где на Пасху 1993 года были убиты иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв).

В начале XVIII века Оптина пустынь была упразднена, но по указу Екатерины I в конце 1726 года восстановлена. 

За монастырской рощей расположен скит, образованный в начале XIX века, в котором происходят круглосуточные богослужения. В 2009 году в нём жили десять монахов. Здесь ещё целы домики, в которых останавливались Николай Гоголь и Фёдор Достоевский. Также за духовным исцелением к оптинским старцам приезжали Чайковский, Есенин, Ахматова. Разочаровавшийся в вере Лев Толстой приезжал сюда пять раз, а атеист и коммунист, маршал Георгий Жуков был здесь перед самой войной. Достоевский приехал в Оптину пустынь после тяжелой утраты — смерти сына. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в его романе «Братья Карамазовы» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни. Всего в Оптиной пустыни прославились 14 старцев. На примере Зосимы Достоевский рассуждает о старцах:

«Итак, что же такое старец? Старец это – берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением. Этот искус, эту страшную школу жизни обрекающий себя принимает добровольно в надежде после долгого искуса победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог наконец достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то-есть свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли. Изобретение это, то-есть старчество, – не теоретическое, а выведено на Востоке из практики, в наше время уже тысячелетней. Обязанности к старцу не то что обыкновенное «послушание», всегда бывшее и в наших русских монастырях. Тут признается вечная исповедь всех подвизающихся старцу и неразрушимая связь между связавшим и связанным. ... Один из наших современных иноков спасался на Афоне и вдруг старец его повелел ему оставить Афон, который он излюбил как святыню, как тихое пристанище, до глубины души своей и идти сначала в Иерусалим на поклонение святым местам, а потом обратно в Россию, на Север, в Сибирь: «Там тебе место, а не здесь». Пораженный и убитый горем монах явился в Константинополь ко вселенскому патриарху и молил разрешить его послушание, и вот вселенский владыко ответил ему, что не только он, патриарх вселенский, не может разрешить его, но и на всей земле нет да и не может быть такой власти, которая бы могла разрешить его от послушания, раз уже наложенного старцем, кроме лишь власти самого того старца, который наложил его. Таким образом старчество одарено властью в известных случаях беспредельною и непостижимою. Вот почему во многих монастырях старчество у нас сначала встречено было почти гонением. Между тем старцев тотчас же стали высоко уважать в народе. ...старчество удержалось и мало-по-малу по русским монастырям водворяется».