Санкт-Петербург

  11-12-2018

В Питере я бываю наездами. Раз в год, по 2-3 дня.

В первый раз я попала в Питер (тогда Ленинград) ещё в советское время школьницей в рамках круиза Москва-Ленинград-Москва.

Во время своего приезда в 2013 году я посетила Храм Спаса на Крови. Он построен в стиле барокко , как и Собор Василия Блаженного в Москве. Достойны внимания место убийства императора Александра II, очень редкая икона — 12-летний Христос, изображение Иоанна Крестителя, пол храма.

Не смогла отказать себе в удовольствии покататься на катере по каналам Санкт-Петербурга. Прогулка начинается на канале им. Грибоедова. Во время прогулки мы получаем возможность увидеть город во всей красе, а также все его реки и мосты, в том числе и цветные Известна картина художника Николая Лапшина (1891-1942) «Мойка. Вид на Красный мост» . Картина была представлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Москве в рамках выставки Альбера Марке «Open window». Дело в том, что французский художник Альбер Марке очень любил путешествовать. Побывал он и в России, где нашёл единомышленников. К этим «русским маркистам» относился и Николай Лапшин.

Канал Грибоедова пересекает Банковский мост , выдающийся памятник мостостроительной архитектуры начала XIX века. Особую известность мосту принесли угловые скульптуры грифонов (на самом деле крылатых львов). Тогда, в XIX веке мост получил своё название по расположенному рядом Ассигнационному банку (сегодня в этом здании находится Санкт-Петербургский государственный экономический университет).

В апреле 2015 года моей целью был Эрмитаж . В Эрмитаже я была всего один раз, в школьные годы, то есть ещё в ленинградском Эрмитаже. Как ни странно, память отметила какие-то экспонаты, как уже когда-то виденные, в частности, всадника на коне в Оружейном зале . Впечатлило многое: картины Пикассо, скульптуры Родена, портреты российских монархов , Золотая кладовая, культура Азии (Индия, Китай, Япония), дворцовые интерьеры , картины и скульптуры на библейские сюжеты. Собрание Эрмитажа насчитывает порядка 3 миллионов экспонатов, размещенных в 350 залах пяти зданий. Чтобы осмотреть всю коллекцию, задерживаясь у каждого экспоната всего 1 минуту, надо потратить 8 лет жизни и пройти более 20 километров. Многообразие картин и экспонатов зачастую не позволяет заметить что-то действительно стоящее, поэтому очень ценятся тематические или персональные выставки, на которые собираются картины из всех музеев мира. Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве прошла выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" , на которой, в частности, были представлены картины Лукаса Кранаха-старшего (1472-1553) из Эрмитажа "Венера и Амур", "Мадонна с младенцем под яблоней", а также его гравюры по дереву, которые занимали важное место в его творчестве. Примечательно, что ни Лукас Кранах-старший, ни его сын Лукас Кранах-младший (1515-1586) не писали автопортреты, в отличие от более поздних художников. Зато писали портреты. Известен портрет Мартина Лютера Лукаса Кранаха-старшего, выставленный на выставке, посвященной Реформации, в Библиотеке иностранной литературы в Москве. Кстати, это первый из сохранившихся портретов Мартина Лютера, который достоверно передаёт его внешность. Обычно параллельно с именными выставками в том же музее проходит ещё что-то интересное. В моём случае это была знаменитая  «Олимпия» Эдуарда Мане (1832-1883). 

Практические рекомендации:  лучше купить билет в Эрмитаж заранее в Интернете, тогда Вы не будете стоять в очереди, чтобы войти. Если Вы ребенок до 18 или российский пенсионер, то лучше иметь при себе паспорт, потому что для этих категорий граждан входные билеты бесплатны ( за исключением Золотой кладовой и Бриллиантовой кладовой).

Попутно осмотрела Дворцовую площадь и Александровский сад  за Исаакиевским собором .

2-ой день:

— Лютеранская церковь Святой Марии

— Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

— Дом книги «Зингер» (здание было построено в 1902-1904 годах. До 1917 года принадлежало компании «Зингер», производящей швейные машинки, в 1904—1911 годах значительная часть помещений арендовалась Санкт-Петербургским частным коммерческим банком. В годы Первой мировой войны на первом этаже здания находилось посольство США. С декабря 1919 года в здании располагался «Петрогосиздат» (с 1938 «Лениздат»), а в 1920-1930-е годы и другие издательства. «Дом книги» существует с 1938 года).

3-ий день:

Исаакиевский собор   (в стоимость билета — 250 руб., льготный 50 руб. — входит экскурсия по музею). В 2017 году Исаакиевский собор передаётся в пользование Русской православной церкви, но нам обещают, что здание полностью сохранит свои музейные функции. Исаакиевский собор связан с именем французского архитектора Огюста Монферрана. Живя в Санкт-Петербурге, Монферран с ностальгией вспоминает о родной Франции, часто посещает посольство, которое было для него «милым Отечеством», и стремится поддерживать французские связи. Но именно в России Монферран делает успешную карьеру, добивается признания и наград. Обо всем этом я узнала на выставке, посвященной Исаакиевскому собору и Огюсту Монферрану, в Библиотеке искусств им. Боголюбова в Москве.

— Автобусная экскурсия «Мифы и легенды Санкт-Петербурга» (3 часа) (билеты продаются в экскурсионных бюро рядом с Казанским собором). Почти с каждой постройкой города связана какая-нибудь мистическая история. Например, сфинксы на Университетской набережной , привезенные из Египта, согласно легенде незаметно меняют выражение лица в течение суток несколько раз – утром оно миролюбивое, а к ночи становится звериным.

* * * * * *

В октябре 2015 года я снова попала в Санкт-Петербург. На этот раз в моем распоряжении было почти четыре дня. Программу своего пребывания я построила таким образом:

1-ый день:

— Музей Фаберже . Находится в Шуваловском дворце. Каждый час проводятся экскурсии. Имеет смысл присоединиться к экскурсии. Не ошибусь, если скажу, что Фаберже у всех ассоциируется с яйцами. На самом деле из 4000 экспонатов музея яиц Фаберже представлено всего 14, начиная с самого первого, когда Карла Фаберже ещё никто не знал. Приобретя известность, Карл Фаберже стал ювелиром императорского двора. В музее представлены изделия (единицы хранения, как сказала экскурсовод), которые предназначались для членов императорских семей — не только яйца (с сюрпризом или без), но и украшения, портсигары, а также столовое серебро. Компаньоны Фаберже работали в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе, при этом мастерские в Санкт-Петербурге специализировались на уникальных изделиях для императорской семьи, мастерские в Москве специализировались на ширпотребе, а мастерские в Одессе специализировались на столовом серебре. В музее также представлены картины: Айвазовский, Маковский, французские импрессионисты и другие. Музей развивает чувство прекрасного, в нем испытываешь эстетическое наслаждение. Под опекой вельможного И.И. Шувалова, во дворце которого сейчас располагается музей Фаберже, находился в своё время молодой художник Ф.С. Рокотов (1735/1736-1808), который, хотя и родился в Москве, но в середине 1750-х приезжает в Петербург, где по словесному приказанию И.И. Шувалова был зачислен в Академию художеств. Выставка «Фёдор Рокотов», прошедшая в Третьяковской галерее в Москве, разделила его творчество на три периода — Петербургский, Московский и Дворцовый, посвящённый произведениям художника, выполненных для интерьеров усадебных дворцов. Петербургский период творчества Ф.С. Рокотова открывает портрет И.И. Шувалова. Не всё так просто с картиной Ф.С. Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке» , тайну которой раскрыла прошедшая в Третьяковской галерее в Москве выставка «Тайны старых картин». В начале 1960-х годов появилась возможность сделать рентгенограмму картины, что позволило увидеть, какие изменения художник внёс в первоначальное изображение. Плащ скрыл нарядное платье, а треуголка — высокую напудренную причёску по моде 1770-х годов и жемчужные грушевидные серьги . Художник изменил костюм, но лицо оставил в первоначальном виде. Предположительно на картине изображена супруга страстного поклонника Ф.С. Рокотова поэта и издателя Н.Е. Струйского. Художник не успел закончить портрет молодой женщины в связи с её внезапной кончиной и поэтому «переодел» её в мужской костюм.

С деятельностью Санкт-Петербургской Академии художеств, основанной в 1757 году, связана эпоха торжества русской академической школы, пришедшаяся на первую половину XIX века.   

Михайловский (Инженерный) замок . Михайловский (инженерный) замок имеет со всех четырех сторон архитектурно разные фасады. Задумывалось это с целью достичь гармонии вида замка с окружающей его городской средой. В замке есть постоянная экспозиция — «Петербургское общество эпохи Романовых», есть временные выставки, в это время «Скульптура в камне» и «Светский лубок» . Постоянная экспозиция удачно вписалась в тему музея Фаберже. Хозяйкой Михайловского дворца была Великая княгиня Елена Павловна - вюртембергская принцесса Фредерика Шарлотта Мария. В Россию она приехала в 16 лет и, приняв православие, получила новое имя - Елена. Будучи женой второго лица в государстве, Елена Павловна была хозяйкой знаменитого салона в Михайловском дворце, который посещали самые выдающиеся люди того времени: литераторы, художники, музыканты, ученые, политики. Подобные салоны, которые имелись во многих аристократических домах Петербурга, играли важную роль в общественной жизни русского дворянства. Стараниями Великой княгини появились Русское музыкальное общество во главе с А.Г. Рубинштейном и музыкальные классы, положившие начало Петербургской Консерватории. Портрет Елены Павловны кисти К.П. Брюллова  присутствовал на небольшой выставке художника, организованной Третьяковской галереей в Москве.

Миxайловский сад 

— Летний сад с Лебяжьей канавкой . Летний сад подробно описывается в романе Д. Мережковского «Пётр и Алексей»: «Буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля», – хвастал Петр. 26 июня 1715 года назначен был в Летнем саду праздник Венеры в честь древней статуи, которую только что привезли из Рима и должны были поставить в галерее над Невою. В Летнем саду устроено было всё «регулярно по плану», как в «славном огороде Версальском». Гладко, точно под гребенку, остриженные деревья, геометрически-правильные фигуры цветников, прямые каналы, четырехугольные пруды с лебедями, островками и беседками, затейливые фонтаны, бесконечные аллеи. Но царскому огороду было все-таки далеко до Версальских садов». До нашего времени дошло 92 скульптурных произведения петровского времени . Шедевр петровской коллекции — привезённая из Рима античная статуя Венеры — стояла в особой галерее сада на берегу Невы. (Сегодня статуя, называемая Венерой Таврической, находится в Государственном Эрмитаже). Петровская коллекция мраморной скульптуры находилась под открытым небом около 300 лет. В 2009-2010 годах с целью сохранения памятников осуществлено их копирование. Подлинные произведения перемещены в Михайловский замок, а на аллеях Летнего сада представлены их копии. 

— Мозаичный дворик на Фонтанке . Жалко, что там довольно грязно — много мусора.

— Владимирский собор . Немного странно, что церковь находится на втором этаже.

2-ой день:

— Казанский собор

— Римско-католическая церковь Св. Екатерины

— Музей восковых фигур. Пугает, что в такой тесноте находятся такие разные по своим убеждениям персонажи . Правда, многие персонажи сами на себя не похожи. Написалось такое стихотворение:

МУЗЕЙ ВОСКОВЫХ ФИГУР
Санкт-Петербург, октябрь 2015
Палач и жертва. Рядом. В тишине.
Безмолвствуют на фоне симбиоза.
Как будто все сидят в одной тюрьме,
В буквальном смысле не меняя позы.
А ведь глаголил каждый о своём,
Клеймя за ложь, за правду, за талант.
Блокнот судьбы в историю вобьём.
Кто прав из них был, кто был виноват?
Цари, вожди, поэты и шуты.
Один, приумножая, созидал.
Другой - пропил-разрушил богатырь,
А третий просто убивал - не ждал.
Среди трагедий, слёз и суеты
Застыла развесёленькая группа.
Аполитичные и звёздные шуты,
Увековеченные в восковой скорлупке.
Подальше – динозавры в полный рост.
При них всё было как-то по-другому.
Качается
                                          многовековой
                                                                            мост.
Сменяются пещеры и хоромы.
А в вечности, за гранью, за чертой
Все эти тоже где-то вместе, рядом?
Их души, может, обрели покой,
Друг друга провожая взглядом.

— Экскурсия в Кронштадт

3-ий день (до 14.00):

— Сад Сан-Галли . Судя по названию, ожидаешь увидеть в этом саду роскошные дворцы, фонтаны, пруды с уточками и лебедями. На самом деле это сквозной скверик с прогулочными дорожками, лавочками, клумбами и деревьями, очень небольших размеров.

— Музей-квартира Л.Н. Гумилёва . Хозяйкой музея-квартиры является женщина, которая дружила с Гумилёвым и его женой. То, что может рассказать о музее и Гумилёве она, уникально. Сам музей является частью музея А. Ахматовой в Фонтанном доме. Это уже другой Санкт-Петербург. Из атмосферы жизни Романовых попадаешь в жизнь интеллигенции, причем интеллигенции опальной, а это уже совсем другая история.

4-ый день (до 18.00):

— Экскурсия в Пушкин. Во время организованной автобусной экскурсии можно увидеть такие уголки Санкт-Петербурга, в которые не попадаешь при прогулках по городу, да ещё и услышать рассказ о них. Например, Фёдоровская церковь, вёрсты, памятник Ленину, памятник блокадникам и др.

* * * * * *

В феврале 2016 года я снова оказалась в Санкт-Петербурге. В моём распоряжении было почти два полных дня. Вот что я видела.

- Выставка Фриды Кало в музее Фаберже . Фрида Кало (1907-1954) — художница с трагической судьбой. В 18 лет она попала в аварию, и именно несчастный случай побудил её взяться за кисть. Среди её картин очень мало пейзажей. Она живописует то, что её окружает — больницу и друзей. Три главные темы Фриды Кало — инвалидность, невозможность иметь детей и отношения с мужем, мексиканским художником Диего Риверой. Начала она с автопортретов: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Наиболее удавшимся портретом считается портрет матери её друга Эдуарда Морильо . Достойная пожилая женщина вяжет, и интерпретаторы творчества Фриды Кало видят в клубке нити судьбы.

- Государственный музей городской скульптуры. Современные скульптуры находятся непосредственно перед зданием музея . В том же здании находится новый выставочный зал. Экспозиций там не было. Готовили к показу японскую экспозицию.

К Государственному музею городской скульптуры относятся два некрополя — Некрополь мастеров искусств и Некрополь XVIII века. В Некрополе мастеров искусств захоронены, в частности, баснописец И.А. Крылов, поэт и переводчик В.А. Жуковский, писатель и историк Н.М. Карамзин, писатель Ф.М. Достоевский, композиторы М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, живописцы И.И. Шишкин, А.И. Куинджи (причем сначала он был похоронен на Смоленском кладбище, в Некрополь мастеров искусств прах был перенесён только в 1952 году), театральный режиссёр Г.А. Товстоногов и др.

В Некрополе XVIII века захоронены учёный М.В. Ломоносов, писатель Д.И. Фонвизин, архитекторы К.И. Росси и И.П. Мартес и многие другие. Несмотря на то, что к основным захоронениям ведут таблички, разобраться в могилах сложно, многие надписи за давностью лет стёрты. Некрополь мастеров искусств можно сравнить с Новодевичьим монастырём в Москве, Некрополь XVIII века — с некрополем на территории Донского монастыря. В Санкт-Петербурге на территории Некрополя XVIII века находится Лазаревская усыпальница, в которой захоронены все придворные графы и графини.

Поскольку некрополи находятся на территории Александро-Невской лавры, я посетила и её. Посвящение монастыря князю Александру Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве в 1240 году. На выставке «Московская коллекция» из частного собрания в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве была представлена картина П.М. Шамшина, относящаяся к 1850 году, «Святой благоверный Александр Невский. Два наброска» . С 2017 года памятник Александру Невскому  есть и в Москве, на Аллее правителей.

- Церковь Всех Скорбящих Радость. Находится она, как и церковь Владимирского собора, на втором этаже.

Икона Всех Скорбящих Радость была прибита к берегам Невы в XVIII веке. На том месте, где икона пристала к берегу, построили храм.  

- Лофт проект ЭТАЖИ. Фотовыставка «Дикая природа России. Лучшее за 2015 год"

- Лофт проект ЭТАЖИ.  Фотовыставка «Иконы 90-х". Судя по названию, можно подумать, что речь идёт о православных святынях. На самом деле на фотографиях политики и актёры, прославившиеся в 90-е годы ХХ века, в неожиданных ракурсах .  В Интернете указан неверный адрес этой выставки.

Надо сказать, что ЭТАЖИ - это молодежный проект. Я в этом молодежном месте подслушала разговор двуx девчонок: - Ты не знаешь, куда можно поеxать на каникулы? - Куда можно поеxать  из Питера?! Мы и так живем в лучшем городе мира! 

- Галерея Глассдизайн .  Это не музей в современном понимании. Представленными в галерее картинами, изделиями из бронзы, стекла, керамики, мозаики, извести, гранитной крошки можно не только любоваться, но и купить любое из ниx. Если покупку не планируете, можно прийти в галерею как в музей или в арт-кафе галереи.

- Перинные ряды — это выставка-продажа картин. Напоминают ЦДХ в Москве. Здание торговых Перинных рядов было построено на рубеже 1800-х годов. Перинные ряды были названы так в связи с продажей в некоторых лавках птичьего пера.

- Мечеть .

- Особняк Матильды Кшестинской , он же Государственный музей политической истории России. Одна экспозиция музея посвящена актрисе и её семье , остальные экспозиции: «Человек и власть в России», «Советская эпоха», «Крушение монархии», «Государственная Дума», «Гражданская война», «Больше чем спорт», «Советский Союз и его распад» . В двух мемориальных залах — рабочая комната Ленина и секретариат штаба большевиков 1917 года. На самом деле музей размещается в двух особняках — М. Кшестинской и барона Р. Бранда, богатого человека, много сделавшего для города. В музее много аудиовизуальных средств, компьютерных фишек. Можно послушать, как К. Симонов читает свои стихи, можно услышать революционные и советские песни, можно снять трубку советского телефона-автомата за 2 копейки и услышать советские анекдоты . Именно с балкона особняка М. Кшестинской произнёс свою речь Ленин.

- Петропавловская крепость, в которую я пришла в среду, именно тогда, когда крепость закрыта. Но на её территории работали три выставки, которые мне и пришлось посетить:

  • фестиваль ледовых скульптур   
  •  
  • выставка «Тайны да Винчи»
  • музей восковых фигур. Надо сказать, что этот музей гораздо логичнее музея восковых фигур в Гостином дворе. На первом этаже — Романовы и их фавориты, на втором этаже - писатели, композиторы и исторические личности: Махно и Колчак, Чайковский и Шаляпин, Ленин и Каплан    и др.

Д. Мережковский в своем романе «Пётр и Алексей»  описывает, как строилась Петропавловская крепость: Для возведения первых земляных валов Петропавловской крепости нужна была сухая земля, а ее поблизости не было – все болотная тина да мох. Тогда придумали таскать к бастионам землю из дальних мест в старых кулях, рогожах и даже просто в полах платья. При этой Сизифовой работе две трети несчастных погибло, в особенности, вследствие безбожного воровства и мошенничества тех, кому поручено было содержать их. По целым месяцам не видали они хлеба...

- Александровский парк. Летом он наверняка симпатичнее, чем зимой. Но памятники стоят, ими можно полюбоваться  .

 

  • * * * * * *

Так получилось, что в марте 2016 года я снова оказалась в Санкт-Петербурге. У меня было несколько свободных дней.

1-ый день:

- Скульптуры в сквере филологического факультета государственного университета. Похожую картину можно наблюдать в сквере Библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино в Москве. Порадовали памятники Льву Щербе , Варламу Шаламову .

Интересно, а что означает этот памятник?

- Румянцевский сквер

- Собор Андрея Первозванного, первого небесного покровителя Санкт-Петербурга наряду с Александром Невским, Ксенией Петербуржской, Александром Свирским, Петром и Павлом. Святой апостол Андрей Первозванный считается покровителем Санкт-Петербурга, так как при основании города Пётр I, который считал Андрея Первозванного своим покровителем, велел заложить в землю на Заячьем острове частицу мощей святого. В первую пятницу Великого поста причастившимся дают коливо — варёный рис с сухофруктами в честь св. Феодора Тирона, который говорил, что и простой едой можно наесться, что и простая еда может быть вкусной.

- Пешеходная зона на 6-ой линии Васильевского острова.

2-ой день:

- Большая хоральная синагога . Она считается самой большой в России. К Большой хоральной синагоге примыкает малая синагога, во дворе которой находится символическая Стена плача .

- Научно-познавательная выставка «Тело человека» , открытие которой было посвящено 205-летней годовщине со дня рождения анатома и хирурга Н. И. Пирогова. Аналогичную выставку под названием «Körperwelt» я посещала в 2009 году в Цюрихе. Правда, на нашей, в отличие от швейцарской, проводится экскурсия, показывается фильм и всё можно фотографировать.

Логично было после этой выставки посетить

- Зоологический музей . Представленные в нём экспонаты животных, птиц, рыб и насекомых я фотографировала живьём во многих зоопарках и океанариумах мира. В музее делать фотографии легче.

- Церковь Трёх Святителей Вселенских

3-ий день:

- Выставка Льва Бакста (1866-1924) в корпусе Бенуа Русского музея . Ещё одно возрождённое имя. Его настоящее имя Лейба Хаим Израилевич Розенберг мало кому известно. Псевдоним Бакст образовался от фамилии бабушки Бакстер. Лев Бакст входил в объединение «Мир искусства" вместе с А.Н. Бенуа, С.П. Дягилевым, И. Левитаном, В. Серовым и другими. Известен как театральный художник и портретист. Его «Портрет девушки в русском кокошнике» был представлен на выставке «Художественные сокровища России» в Храме Христа Спасителя в Москве. Список театральных работ Льва Бакста огромен. Многие его костюмы к балетам восстанавливаются в современных постановках. Об этом говорил Марис Лиепа на своем юбилейном гала-концерте «Fifty five» в Кремлевском Дворце Съездов в Москве, посвященном его 55-летию. На концерте выступали звёзды мирового балета, а также Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац, который и восстанавливает костюмы по эскизам Льва Бакста, например, к балету И. Стравинского »Жар-птица» . Самый первый балет, к которому в 1903 году создал костюмы Лев Бакст, был балет «Фея кукол». Именно с этим балетом выступали выпускники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой на традиционном вечере в Кремлевском дворце съездов в Москве в 2017 году. Вслед за Бакстом театральные костюмы в игровой, гротескной и пародийной манере создает художник Аристарх Лентулов (1882-1943), выставка картин которого «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова» была представлена в Театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве. На выставке были представлены эскизы костюмов и декораций к «Виндзорским проказницам», «Сказкам Гофмана», «Демону», «Испанскому священнику» и др. 

-  Постоянная экспозиция корпуса Бенуа Русского музея включает в себя фарфор, стекло, бронзу, картины, в том числе В. Серова, М.А. Врубеля, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, В.В. Кандинского, И.К. Айвазовского и менее известных художников. Часть картин И.К. Айвазовского из Русского музея была представлена в Третьяковской галерее в Москве на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения художника.

- Выставка «Цирк» в корпусе Бенуа Русского музея. Корпус Бенуа был построен по проекту русского архитектора Леонтия (Людвига) Николаевича Бенуа (1856-1928), сына известного русского архитектора Николая Леонтьевича (Людовиковича) Бенуа (1813-1898), представителя династии Бенуа. Н.Л. Бенуа был дедушкой художницы Зинаиды Серебряковой, которая, как и все представители династии Бенуа, рисовала с самого детства. Пережив смерть мужа и тяжёлые годы скитаний, художница возвращается в дом своего деда и берётся за заказные портреты. Большую выставку работ художницы (1884-1967) за последние 50 лет творчества организовала к 50-летию со дня её смерти Третьяковская галерея в Москве .

4-ый день:

- Автобусный тур в Финляндию: Савонлинна — Керимяки — Койтсанлахти.

5-ый день:

- Автобусная экскурсия «Деревянное кольцо» (посещение деревянных храмов в сёлах Карельского перешейка)

* * * * * *

В октябре 2016 года я снова оказалась в Санкт-Петербурге. У меня было 3 неполных дня.

1-ый день:

- Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Комедия «Красотка и семья» по пьесе С. Моэма «Семейный очаг и красавица».

Театр стóит посетить хотя бы потому, что он сам представляет собой музей, рассказывающий о жизни А. Миронова, его семьи и друзей . Казалось бы, какое отношение имеет Андрей Миронов к Санкт-Петербургу? Оказалось, что у дедушки Андрея Миронова была купчая на этот дом, в котором сейчас находится театр. Теперешний руководитель театра занимался его организацией уже после смерти Андрея Миронова. Театр был основан в Ленинграде в 1988 году. В зрительном зале театра чуть более 200 мест. Своих актёров в театре нет. Все актёры приглашённые. Театр частный, поэтому билеты недешёвые. В экспозиции театра представлено более 1500 оригиналов картин и фотографий артистов ХХ века.

2-ой день:

-  Первый государственный медицинский университет им. И.П. Павлова.

Университет основан в 1897 году как Женский медицинский институт. Это был первый в Европе негосударственный медицинский институт, готовящий исключительно женщин. И.П. Павлов, чьё имя с 1936 года носит университет, был в этом учебном заведении всего 3 раза, но ни разу не задержался в нём дольше, чем на пару минут. С самого начала в Институте были основаны две библиотеки — фундаментальная библиотека для профессорско-преподавательского состава, в которой работали врачи — профессора Института, и библиотека для слушательниц. несмотря на то, что выпускницы Института получали диплом о высшем образовании и квалификацию врачей, работать врачами они права не имели, а в Институте были в статусе слушательниц. Самый древний фолиант библиотеки датируется XVI веком . В Институте училась и дочь старшего брата А. Нобеля Марта Людвиговна Нобель-Олейникова, которая помогала Институту материально, причём с первого раза она в Институт не поступила. Сегодня в университете есть небольшой музей, рассказывающий об институте и университете. В 1916 году в Институт стали принимать юношей. Совет Института получил право присуждать учёные степени врачам-мужчинам. В военные годы университет (тогда ещё институт) не прекращал своей работы, его выпускники воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Университет по сей день свято чтит имена погибших, о которых можно узнать и из материалов музея. В 1958 году на месте неразорвавшейся бомбы в парке Института был установлен памятник погибшим на войне медикам.

3-ий день:

- Лютеранская церковь Св. Петра (Petrikirche) с памятником Гёте перед ней .

Здание заложено в 1728 году в день апостолов Петра и Павла. Приблизительно через 100 лет старое здание обветшало, было снесено и заложено новое. В конце XIX века перед церковью установили фигуры апостолов Петра и Павла, и церковь стали называть Петра и Павла, хотя на самом деле это церковь Св. апостола Петра. В советский период церковь была перестроена под плавательный бассейн, глубина которого достигала 4 м. В отличие от Храма Христа Спасителя в Москве церковь в Ленинграде не была уничтожена, а была лишь переделана. В 1994 году церковь была возвращена верующим. Но из-за оставшейся чаши бассейна пол церкви расположен на 4 м выше, на втором этаже, куда попадаешь, поднявшись по витой лестнице . Сегодняшние прихожане церкви, в основном, российские немцы. В церкви также находится центр по изучению немецкого языка.

- Выставка «Внутри человека» в Музее иллюзий. Заходишь на выставку через рот , выходишь из заднепроходного отверстия, по пути узнаёшь массу новой информации о функционировании своего организма.

- Концерт классической музыки для фортепиано и виолончели в Малом зале филармонии .

Филармония Санкт-Петербурга является одной из старейших в России. Она носит имя Д.Д. Шостаковича и состоит из двух залов — Большого и Малого, которые находятся в разных местах. Малый зал был открыт в 1949 году и носит имя М.И. Глинки.

* * * * * *

В апреле 2017 года я снова оказалась в Санкт-Петербурге. У меня было около 2 дней.

- Фестиваль света проходил на фасаде стадиона «Зенит-Арена» и был приурочен к его открытию . Сюжетная линия представлена такими тематиками, как история Санкт-Петербурга, мировая история и футбол. Шоу сопровождалось фейерверком. Кстати, Пётр I был большим любителем фейерверков. В Москве Фестиваль света проводится уже несколько лет подряд, например, на фасаде Большого театра.

- Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»  в Музее Фаберже. Выставка позволяет проследить творческий путь Дали с 1930-х до 1980-х годов. Особый акцент сделан на осмыслении Дали работ Микеланджело и Челлини, а также «Божественной комедии» Данте. С началом Второй мировой войны Дали уезжает из Испании в США, где в 1941 году знакомится с фотографом Филиппом Халсманом. Они поддерживали творческие и дружеские отношения на протяжении последующих десятилетий. Одним из самых известных результатов их совместной работы стала фотография «Dali Atomicus» — летящие в воздухе кошки, мольберты, всплеск воды и сам Дали: , представленная на фотовыставке «Прыжок» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. 

- Ботанический сад. Носит имя Петра Великого. Выставка «Растения Мадагаскара». Среди растений Мадагаскара можно было также увидеть шипящего мадагаскарского таракана. Ещё можно было совершить «Прогулку по тропикам» , посмотреть выставку подснежников, сад непрерывного цветения и посетить Ботанический музей. Кстати, музей уже 13 лет на ремонте и неизвестно, когда его откроют. Но именно в день моего посещения открыли для посетителей 3-ий этаж. Всё-таки, живую природу наблюдать приятнее, чем мёртвую.

Ботанический сад ведёт свою историю от Аптекарского огорода, созданного по указу Петра I от 1713 года. Основной целью сада было разведение лекарственных растений. В 1823 году Аптекарский огород был переименован в Императорский Ботанический сад.

- Мариинский театр . Опера Р. Леонкавалло «Паяцы». Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу Екатерины Великой Большого театра. В XIX веке театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. В начале 1920-х годов пропуск за кулисы Мариинского театра получила художница Зинаида Серебрякова, потому что её дочь Татьяна поступила в хореографическое училище. С этого времени в творчестве художницы появляется новая тема — балет. Она делает натурные наброски и фиксирует живые впечатления, превращая их впоследствии в картины (на выставке в Третьяковской была представлена серия картин, например, «Балетная уборная. Снежинки. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»»).

- Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном Политехническом университете . Заложен в 1912 году при Политехническом институте Императора Петра Великого в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Повторно освящен в 1994 году.

- Политехнический университет Петра Великого. Основан в 1899 году.

- Вечер камерной музыки «Многоликая классика» в Концертном зале Российской национальной библиотеки (флейта, виолончель, фортепьяно — И. Бах, Д. Скарлатти, В. Моцарт, Л. ван Бетховен, Я. Мендельсон, С. Прокофьев, А. Пьяцолла).

***

Август 2018 года. Наконец-то я приехала в Питер летом! А лето даёт совершенно другие возможности для посещений. В моём распоряжении было три полных дня, и вот что я видела:

I день

- село Сапёрное

- остров Валаам

II день

- Петергоф.

- Лофт Этажи. Выставка «Неизвестный  Ван Гог».

III день

- Ораниенбаум

- Люмьер-холл. Выставка «От Моне до Малевича".

Я уже второй раз посещаю выставку в здании Лофт Этажи. Выставка «Неизвестный Ван Гог» знакомит с неизвестными работами Ван Гога, причем к большинству работ предлагается подробный комментарий. Речь идёт об описании сюжетов и истории создания каждой картины. Хотя Ван Гог редко обращался к религиозной тематике, известна его картина «Пьета». Как известно, Пьета — это иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Существует предположение, что на своей картине Ван Гог в образе Христа запечатлел самого себя . В качестве бонуса к выставке можно получить штампик на руку и по нему подняться на крышу, чтобы полюбоваться Санкт-Петербургом с крыши .

Люмьер-холл предлагает необычный формат просмотра картин. Вы сидите в тёмном круговом зале, в котором на большом экране по кругу появляются картины известных художников в виде коллажного видеоряда. Показ сопровождается классической музыкой, причём каждому художнику соответствует своя музыкальная тема. Картины какого художника будут изображаться на экране, сообщается заранее. Такой формат экономит энергию посетителя, позволяет избежать давки перед картиной. Есть возможность всё рассмотреть и всё увидеть . Сеанс длится 1,5 часа. Показ осуществляется непрерывно с 11.00 до 23.00. Стоит такое удовольствие 450 рублей (есть льготы). За таким форматом должно быть будущее!

***

Октябрь 2018 года. В моем распоряжении было всего четыре свободных часа до отхода поезда. Я предпочла отправиться в

- Белый зал Политехнического университета на концерт для терменвокса с органом. Я впервые увидела музыкальный инструмент терменвокс и услышала его звучание.

 

Общие впечатления: культурной столице до сих пор удается сохранить своё лицо, и это не может не радовать. Удивляет тот факт, что все достопримечательности, магазины, кафе и рестораны начинают работать не раньше 10.30, а заселение в отели возможно не ранее 14.00, и это в ситуации, когда большинство поездов прибывают в Питер рано утром! Автобусные и троллейбусные остановки находятся далеко друг от друга, даже если транспорт идёт по одинаковому маршруту. В автобусах билеты продает кондуктор (45 рублей). От Невского проспекта до Главного вокзала идут все троллейбусы и все автобусы, кроме 22. То, что на центральных станциях метро в местах входа и выхода пассажиров расположены железные закрывающиеся двери, конечно, повышает безопасность пассажиров, но явно не украшает станции. На трамваях и автобусах не реклама акций Газпрома или отеля в Норвегии, а реклама Правил дорожного движения, например: Зебра — пешехода друг! Это знают все вокруг. На автобусах ещё также написано, что они экологичные, потому что работают на природном газе.

В городе очень много недорогих столовых и кафешек, где можно вкусно и недорого поесть. Правда, оказалось, что многие столовые, блинные и пирожковые в воскресенье закрыты, а в тех, которые открыты, вовсе не так вкусно, хотя и дёшево. На Васильевском острове цены в кафе на порядок выше.

Через год кафе-столовые оказались по-прежнему недорогими. Но кое-что удивило. Я заказала баранину в горшочке с лепешкой. Во-первыx, баранину принесли в тарелке. На вопрос «Где горшочек?» мне ответили, что баранина готовится в горшочке, а подаётся в тарелке. Во-вторыx, баранина была горячей только с одной стороны, с другой - абсолютно xолодной. Как держатель кулинарного сайта, я знаю, что приготовленное в горшочке мясо наполовину xолодным быть не может. В-третьиx, лепёшка оказалась булочкой с кунжутом. Сильно проиграл Санкт-Петербург Иваново, где даже лепёшка была самодостаточной, не говоря уже о мясе в горшочке.      

Конечно, темп в Санкт-Петербурге резко отличается от темпа в Москве. Люди (особенно коренные ленинградцы) с удовольствием останавливаются, чтобы ответить на вопрос или показать маршрут.

Я обратила внимание на то, что в Санкт-Петербурге очень длинные дома. Один дом может растянуться на целую московскую улицу. А на питерской улице таких домов много. Поэтому, если идти пешком к дому № 14, то приходится идти мимо «кавалькады» домов, которая даже не прерывается каким-нибудь двориком. Судя по всему, это идет ещё от Петра I. Читаем у Д. Мережковского («Пётр и Алексей»): У царя страсть к прямым линиям. Все прямое, правильное кажется ему прекрасным. Если бы возможно было, он построил бы весь город по линейке и циркулю. Жителям указано «строиться линейно, чтобы никакое строение за линию или из линии не строилось, но чтобы улицы и переулки были ровны и изрядны». Дома, выходящие за прямую линию, ломают безжалостно.

Музей шоколада — это не музей шоколада, как, например, в Барселоне, а сеть магазинов, продающих шоколад разных видов. Музей специй — это не музей вовсе, а лавка, в которой продаются различные специи. Судя по всему, слово «музей» петербуржцы понимают как-то по-своему.

В фирменном поезде Москва — Санкт-Петербург дают не только холодный ужин, но и горячий завтрак, причём меню состоит из трёх вкусных блюд на выбор.

Петроградская сторона — это какой-то особый Санкт-Петербург, сильно отличающийся от центра.

Климат Санкт-Петербурга не устаёт подкидывать сюрпризы. Я приехала в Санкт-Петербург в конце апреля прямо из Туниса и попала из лета  в зиму .

Кстати, о климате. Я обратила внимание на то, что когда в Питере начинает накрапывать дождик, практически никто не открывает зонтик, как будто надеется, что он покапает и перестанет. Мой же опыт подсказывает, что мелкий питерский дождик в 100% случаев превращается в сильнейший ливень, пусть даже и кратковременный.

К своему удивлению узнала, что в черте Санкт-Петербурга 93 реки, например, одна из малоизвестных река Карповка, которую я видела лично .

Спектакль «Р.Р.Р.», который я посмотрела в Театре им. Моссовета в Москве, напомнил мне, что действие «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского тоже происходит в Санкт-Петербурге. 

Круиз Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург. Не рекомендую покупать билеты на этот круиз. Три года назад во время круиза Москва — Соловки — Москва Валаам выпал из экскурсионной программы по причине шторма в Ладожском озере. Этим летом знакомая не попала на Валаам по той же причине. Создается впечатление, что недружелюбное и негостеприимное Ладожское озеро не хочет пускать грешных туристов к святым местам.