Санкт-Петербург

  11-10-2017

В Питере я бываю наездами. Раз в год, по 2-3 дня.

В первый раз я попала в Питер (тогда Ленинград) ещё в советское время школьницей в рамках круиза Москва-Ленинград-Москва.

Во время своего приезда в 2013 году я посетила Храм Спаса на Крови. Он построен в стиле барокко , как и Собор Василия Блаженного в Москве. Достойны внимания место убийства императора Александра II, очень редкая икона — 12-летний Христос, изображение Иоанна Крестителя, пол храма.

Не смогла отказать себе в удовольствии покататься на катере по каналам Санкт-Петербурга. Прогулка начинается на канале им. Грибоедова. Во время прогулки мы получаем возможность увидеть город во всей красе, а также все его реки и мосты, в том числе и цветные Известна картина художника Николая Лапшина (1891-1942) «Мойка. Вид на Красный мост» . Картина была представлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Москве в рамках выставки Альбера Марке «Open window». Дело в том, что французский художник Альбер Марке очень любил путешествовать. Побывал он и в России, где нашёл единомышленников. К этим «русским маркистам» относился и Николай Лапшин.  

В апреле 2015 года моей целью был Эрмитаж . В Эрмитаже я была всего один раз, в школьные годы, то есть ещё в ленинградском Эрмитаже. Как ни странно, память отметила какие-то экспонаты, как уже когда-то виденные, в частности, всадника на коне в Оружейном зале . Впечатлило многое: картины Пикассо, скульптуры Родена, портреты российских монархов , Золотая кладовая, культура Азии (Индия, Китай, Япония), дворцовые интерьеры , картины и скульптуры на библейские сюжеты. Собрание Эрмитажа насчитывает порядка 3 миллионов экспонатов, размещенных в 350 залах пяти зданий. Чтобы осмотреть всю коллекцию, задерживаясь у каждого экспоната всего 1 минуту, надо потратить 8 лет жизни и пройти более 20 километров. Многообразие картин и экспонатов зачастую не позволяет заметить что-то действительно стоящее, поэтому очень ценятся тематические или персональные выставки, на которые собираются картины из всех музеев мира. Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве прошла выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" , на которой, в частности, были представлены картины Лукаса Кранаха-старшего (1472-1553) из Эрмитажа "Венера и Амур", "Мадонна с младенцем под яблоней", а также его гравюры по дереву, которые занимали важное место в его творчестве. Примечательно, что ни Лукас Кранах-старший, ни его сын Лукас Кранах-младший (1515-1586) не писали автопортреты, в отличие от более поздних художников. Зато писали портреты. Известен портрет Мартина Лютера Лукаса Кранаха-старшего, выставленный на выставке, посвященной Реформации, в Библиотеке иностранной литературы в Москве. Кстати, это первый из сохранившихся портретов Мартина Лютера, который достоверно передаёт его внешность. Обычно параллельно с именными выставками в том же музее проходит ещё что-то интересное. В моём случае это была знаменитая  «Олимпия» Эдуарда Мане (1832-1883). 

Практические рекомендации:  лучше купить билет в Эрмитаж заранее в Интернете, тогда Вы не будете стоять в очереди, чтобы войти. Если Вы ребенок до 18 или российский пенсионер, то лучше иметь при себе паспорт, потому что для этих категорий граждан входные билеты бесплатны ( за исключением Золотой кладовой и Бриллиантовой кладовой).

Попутно осмотрела Дворцовую площадь и Александровский сад за Исаакиевским собором .

2-ой день:

— Лютеранская церковь Святой Марии

— Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

— Дом книги «Зингер» (здание было построено в 1902-1904 годах. До 1917 года принадлежало компании «Зингер», производящей швейные машинки, в 1904—1911 годах значительная часть помещений арендовалась Санкт-Петербургским частным коммерческим банком. В годы Первой мировой войны на первом этаже здания находилось посольство США. С декабря 1919 года в здании располагался «Петрогосиздат» (с 1938 «Лениздат»), а в 1920-1930-е годы и другие издательства. «Дом книги» существует с 1938 года).

3-ий день:

Исаакиевский собор   (в стоимость билета — 250 руб., льготный 50 руб. — входит экскурсия по музею). В 2017 году Исаакиевский собор передаётся в пользование Русской православной церкви, но нам обещают, что здание полностью сохранит свои музейные функции.
 

— Автобусная экскурсия «Мифы и легенды Санкт-Петербурга» (3 часа) (билеты продаются в экскурсионных бюро рядом с Казанским собором). Почти с каждой постройкой города связана какая-нибудь мистическая история. Например, сфинксы на Университетской набережной , привезенные из Египта, согласно легенде незаметно меняют выражение лица в течение суток несколько раз – утром оно миролюбивое, а к ночи становится звериным.

* * * * * *

В октябре 2015 года я снова попала в Санкт-Петербург. На этот раз в моем распоряжении было почти четыре дня. Программу своего пребывания я построила таким образом:

1-ый день:

— Музей Фаберже . Находится в Шуваловском дворце. Каждый час проводятся экскурсии. Имеет смысл присоединиться к экскурсии. Не ошибусь, если скажу, что Фаберже у всех ассоциируется с яйцами. На самом деле из 4000 экспонатов музея яиц Фаберже представлено всего 14, начиная с самого первого, когда Карла Фаберже ещё никто не знал. Приобретя известность, Карл Фаберже стал ювелиром императорского двора. В музее представлены изделия (единицы хранения, как сказала экскурсовод), которые предназначались для членов императорских семей — не только яйца (с сюрпризом или без), но и украшения, портсигары, а также столовое серебро. Компаньоны Фаберже работали в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе, при этом мастерские в Санкт-Петербурге специализировались на уникальных изделиях для императорской семьи, мастерские в Москве специализировались на ширпотребе, а мастерские в Одессе специализировались на столовом серебре. В музее также представлены картины: Айвазовский, Маковский, французские импрессионисты и другие. Музей развивает чувство прекрасного, в нем испытываешь эстетическое наслаждение. Под опекой вельможного И.И. Шувалова, во дворце которого сейчас располагается музей Фаберже, находился в своё время молодой художник Ф.С. Рокотов (1735/1736-1808), который, хотя и родился в Москве, но в середине 1750-х приезжает в Петербург, где по словесному приказанию И.И. Шувалова был зачислен в Академию художеств. Выставка «Фёдор Рокотов», прошедшая в Третьяковской галерее в Москве, разделила его творчество на три периода — Петербургский, Московский и Дворцовый, посвящённый произведениям художника, выполненных для интерьеров усадебных дворцов. Петербургский период творчества Ф.С. Рокотова открывает портрет И.И. Шувалова. Не всё так просто с картиной Ф.С. Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке» , тайну которой раскрыла прошедшая в Третьяковской галерее в Москве выставка «Тайны старых картин». В начале 1960-х годов появилась возможность сделать рентгенограмму картины, что позволило увидеть, какие изменения художник внёс в первоначальное изображение. Плащ скрыл нарядное платье, а треуголка — высокую напудренную причёску по моде 1770-х годов и жемчужные грушевидные серьги . Художник изменил костюм, но лицо оставил в первоначальном виде. Предположительно на картине изображена супруга страстного поклонника Ф.С. Рокотова поэта и издателя Н.Е. Струйского. Художник не успел закончить портрет молодой женщины в связи с её внезапной кончиной и поэтому «переодел» её в мужской костюм.

— Михайловский (Инженерный) замок . Михайловский (инженерный) замок имеет со всех четырех сторон архитектурно разные фасады. Задумывалось это с целью достичь гармонии вида замка с окружающей его городской средой. В замке есть постоянная экспозиция — «Петербургское общество эпохи Романовых», есть временные выставки, в это время «Скульптура в камне» и «Светский лубок» . Постоянная экспозиция удачно вписалась в тему музея Фаберже.

— Михайловский сад

— Летний сад с Лебяжьей канавкой

— Мозаичный дворик на Фонтанке . Жалко, что там довольно грязно — много мусора.

— Владимирский собор . Немного странно, что церковь находится на втором этаже.

2-ой день:

— Казанский собор

— Римско-католическая церковь Св. Екатерины

— Музей восковых фигур. Пугает, что в такой тесноте находятся такие разные по своим убеждениям персонажи . Правда, многие персонажи сами на себя не похожи. Написалось такое стихотворение:

МУЗЕЙ ВОСКОВЫХ ФИГУР
Санкт-Петербург, октябрь 2015
Палач и жертва. Рядом. В тишине.
Безмолвствуют на фоне симбиоза.
Как будто все сидят в одной тюрьме,
В буквальном смысле не меняя позы.
А ведь глаголил каждый о своём,
Клеймя за ложь, за правду, за талант.
Блокнот судьбы в историю вобьём.
Кто прав из них был, кто был виноват?
Цари, вожди, поэты и шуты.
Один, приумножая, созидал.
Другой - пропил-разрушил богатырь,
А третий просто убивал - не ждал.
Среди трагедий, слёз и суеты
Застыла развесёленькая группа.
Аполитичные и звёздные шуты,
Увековеченные в восковой скорлупке.
Подальше – динозавры в полный рост.
При них всё было как-то по-другому.
Качается
                                          многовековой
                                                                            мост.
Сменяются пещеры и хоромы.
А в вечности, за гранью, за чертой
Все эти тоже где-то вместе, рядом?
Их души, может, обрели покой,
Друг друга провожая взглядом.

— Экскурсия в Кронштадт

3-ий день (до 14.00):

— Сад Сан-Галли . Судя по названию, ожидаешь увидеть в этом саду роскошные дворцы, фонтаны, пруды с уточками и лебедями. На самом деле это сквозной скверик с прогулочными дорожками, лавочками, клумбами и деревьями, очень небольших размеров.

— Музей-квартира Л.Н. Гумилёва . Хозяйкой музея-квартиры является женщина, которая дружила с Гумилёвым и его женой. То, что может рассказать о музее и Гумилёве она, уникально. Сам музей является частью музея А. Ахматовой в Фонтанном доме. Это уже другой Санкт-Петербург. Из атмосферы жизни Романовых попадаешь в жизнь интеллигенции, причем интеллигенции опальной, а это уже совсем другая история.

4-ый день (до 18.00):

— Экскурсия в Пушкин. Во время организованной автобусной экскурсии можно увидеть такие уголки Санкт-Петербурга, в которые не попадаешь при прогулках по городу, да ещё и услышать рассказ о них. Например, Фёдоровская церковь, вёрсты, памятник Ленину, памятник блокадникам и др.

* * * * * *

В феврале 2016 года я снова оказалась в Санкт-Петербурге. В моём распоряжении было почти два полных дня. Вот что я видела.

- Выставка Фриды Кало в музее Фаберже . Фрида Кало (1907-1954) — художница с трагической судьбой. В 18 лет она попала в аварию, и именно несчастный случай побудил её взяться за кисть. Среди её картин очень мало пейзажей. Она живописует то, что её окружает — больницу и друзей. Три главные темы Фриды Кало — инвалидность, невозможность иметь детей и отношения с мужем, мексиканским художником Диего Риверой. Начала она с автопортретов: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Наиболее удавшимся портретом считается портрет матери её друга Эдуарда Морильо . Достойная пожилая женщина вяжет, и интерпретаторы творчества Фриды Кало видят в клубке нити судьбы.

- Государственный музей городской скульптуры. Современные скульптуры находятся непосредственно перед зданием музея . В том же здании находится новый выставочный зал. Экспозиций там не было. Готовили к показу японскую экспозицию.

К Государственному музею городской скульптуры относятся два некрополя — Некрополь мастеров искусств и Некрополь XVIII века. В Некрополе мастеров искусств захоронены, в частности, баснописец И.А. Крылов, поэт и переводчик В.А. Жуковский, писатель и историк Н.М. Карамзин, писатель Ф.М. Достоевский, композиторы М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, живописцы И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, театральный режиссёр Г.А. Товстоногов и др.

В Некрополе XVIII века захоронены учёный М.В. Ломоносов, писатель Д.И. Фонвизин, архитекторы К.И. Росси и И.П. Мартес и многие другие. Несмотря на то, что к основным захоронениям ведут таблички, разобраться в могилах сложно, многие надписи за давностью лет стёрты. Некрополь мастеров искусств можно сравнить с Новодевичьим монастырём в Москве, Некрополь XVIII века — с некрополем на территории Донского монастыря. В Санкт-Петербурге на территории Некрополя XVIII века находится Лазаревская усыпальница, в которой захоронены все придворные графы и графини.

Поскольку некрополи находятся на территории Александро-Невской лавры, я посетила и её. Посвящение монастыря князю Александру Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве в 1240 году. На выставке «Московская коллекция» из частного собрания в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве была представлена картина П.М. Шамшина, относящаяся к 1850 году, «Святой благоверный Александр Невский. Два наброска»

- Церковь Всех Скорбящих Радость. Находится она, как и церковь Владимирского собора, на втором этаже.

Икона Всех Скорбящих Радость была прибита к берегам Невы в XVIII веке. На том месте, где икона пристала к берегу, построили храм.  

- Лофт проект ЭТАЖИ. Фотовыставка «Дикая природа России. Лучшее за 2015 год"

- Лофт проект ЭТАЖИ.  Фотовыставка «Иконы 90-х". Судя по названию, можно подумать, что речь идёт о православных святынях. На самом деле на фотографиях политики и актёры, прославившиеся в 90-е годы ХХ века, в неожиданных ракурсах .  В Интернете указан неверный адрес этой выставки.

Надо сказать, что ЭТАЖИ - это молодежный проект. Я в этом молодежном месте подслушала разговор двуx девчонок: - Ты не знаешь, куда можно поеxать на каникулы? - Куда можно поеxать  из Питера?! Мы и так живем в лучшем городе мира! 

- Галерея Глассдизайн .  Это не музей в современном понимании. Представленными в галерее картинами, изделиями из бронзы, стекла, керамики, мозаики, извести, гранитной крошки можно не только любоваться, но и купить любое из ниx. Если покупку не планируете, можно прийти в галерею как в музей или в арт-кафе галереи.

- Перинные ряды — это выставка-продажа картин. Напоминают ЦДХ в Москве. Здание торговых Перинных рядов было построено на рубеже 1800-х годов. Перинные ряды были названы так в связи с продажей в некоторых лавках птичьего пера.

- Мечеть .

- Особняк Матильды Кшестинской , он же Государственный музей политической истории России. Одна экспозиция музея посвящена актрисе и её семье , остальные экспозиции: «Человек и власть в России», «Советская эпоха», «Крушение монархии», «Государственная Дума», «Гражданская война», «Больше чем спорт», «Советский Союз и его распад» . В двух мемориальных залах — рабочая комната Ленина и секретариат штаба большевиков 1917 года. На самом деле музей размещается в двух особняках — М. Кшестинской и барона Р. Бранда, богатого человека, много сделавшего для города. В музее много аудиовизуальных средств, компьютерных фишек. Можно послушать, как К. Симонов читает свои стихи, можно услышать революционные и советские песни, можно снять трубку советского телефона-автомата за 2 копейки и услышать советские анекдоты . Именно с балкона особняка М. Кшестинской произнёс свою речь Ленин.

- Петропавловская крепость, в которую я пришла в среду, именно тогда, когда крепость закрыта. Но на её территории работали три выставки, которые мне и пришлось посетить:

  • фестиваль ледовых скульптур   
  •  
  • выставка «Тайны да Винчи»
  • музей восковых фигур. Надо сказать, что этот музей гораздо логичнее музея восковых фигур в Гостином дворе. На первом этаже — Романовы и их фавориты, на втором этаже - писатели, композиторы и исторические личности: Махно и Колчак, Чайковский и Шаляпин, Ленин и Каплан    и др.

- Александровский парк. Летом он наверняка симпатичнее, чем зимой. Но памятники стоят, ими можно полюбоваться  .

 

  • * * * * * *

Так получилось, что в марте 2016 года я снова оказалась в Санкт-Петербурге. У меня было несколько свободных дней.

1-ый день:

- Скульптуры в сквере филологического факультета государственного университета. Похожую картину можно наблюдать в сквере Библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино в Москве. Порадовали памятники Льву Щербе , Варламу Шаламову .

Интересно, а что означает этот памятник?

- Румянцевский сквер

- Собор Андрея Первозванного, первого небесного покровителя Санкт-Петербурга наряду с Александром Невским, Ксенией Петербуржской, Александром Свирским, Петром и Павлом. Святой апостол Андрей Первозванный считается покровителем Санкт-Петербурга, так как при основании города Пётр I, который считал Андрея Первозванного своим покровителем, велел заложить в землю на Заячьем острове частицу мощей святого. В первую пятницу Великого поста причастившимся дают коливо — варёный рис с сухофруктами в честь св. Феодора Тирона, который говорил, что и простой едой можно наесться, что и простая еда может быть вкусной.

- Пешеходная зона на 6-ой линии Васильевского острова.

2-ой день:

- Большая хоральная синагога . Она считается самой большой в России. К Большой хоральной синагоге примыкает малая синагога, во дворе которой находится символическая Стена плача .

- Научно-познавательная выставка «Тело человека» , открытие которой было посвящено 205-летней годовщине со дня рождения анатома и хирурга Н. И. Пирогова. Аналогичную выставку под названием «Körperwelt» я посещала в 2009 году в Цюрихе. Правда, на нашей, в отличие от швейцарской, проводится экскурсия, показывается фильм и всё можно фотографировать.

Логично было после этой выставки посетить

- Зоологический музей . Представленные в нём экспонаты животных, птиц, рыб и насекомых я фотографировала живьём во многих зоопарках и океанариумах мира. В музее делать фотографии легче.

- Церковь Трёх Святителей Вселенских

3-ий день:

- Выставка Льва Бакста (1866-1924) в корпусе Бенуа Русского музея . Ещё одно возрождённое имя. Его настоящее имя Лейба Хаим Израилевич Розенберг мало кому известно. Псевдоним Бакст образовался от фамилии бабушки Бакстер. Лев Бакст входил в объединение «Мир искусства" вместе с А.Н. Бенуа, С.П. Дягилевым, И. Левитаном, В. Серовым и другими. Известен как театральный художник и портретист. Его «Портрет девушки в русском кокошнике» был представлен на выставке «Художественные сокровища России» в Храме Христа Спасителя в Москве. Список театральных работ Льва Бакста огромен. Многие его костюмы к балетам восстанавливаются в современных постановках. Об этом говорил Марис Лиепа на своем юбилейном гала-концерте «Fifty five» в Кремлевском Дворце Съездов в Москве, посвященном его 55-летию. На концерте выступали звёзды мирового балета, а также Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац, который и восстанавливает костюмы по эскизам Льва Бакста, например, к балету И. Стравинского »Жар-птица» . Самый первый балет, к которому в 1903 году создал костюмы Лев Бакст, был балет «Фея кукол». Именно с этим балетом выступали выпускники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой на традиционном вечере в Кремлевском дворце съездов в Москве в 2017 году. Вслед за Бакстом театральные костюмы в игровой, гротескной и пародийной манере создает художник Аристарх Лентулов (1882-1943), выставка картин которого «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова» была представлена в Театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве. На выставке были представлены эскизы костюмов и декораций к «Виндзорским проказницам», «Сказкам Гофмана», «Демону», «Испанскому священнику» и др. 

-  Постоянная экспозиция корпуса Бенуа Русского музея включает в себя фарфор, стекло, бронзу, картины, в том числе В. Серова, М.А. Врубеля, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, В.В. Кандинского, И.К. Айвазовского и менее известных художников. Часть картин И.К. Айвазовского из Русского музея была представлена в Третьяковской галерее в Москве на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения художника.

- Выставка «Цирк» в корпусе Бенуа Русского музея. Корпус Бенуа был построен по проекту русского архитектора Леонтия (Людвига) Николаевича Бенуа (1856-1928), сына известного русского архитектора Николая Леонтьевича (Людовиковича) Бенуа (1813-1898), представителя династии Бенуа. Н.Л. Бенуа был дедушкой художницы Зинаиды Серебряковой, которая, как и все представители династии Бенуа, рисовала с самого детства. Пережив смерть мужа и тяжёлые годы скитаний, художница возвращается в дом своего деда и берётся за заказные портреты. Большую выставку работ художницы (1884-1967) за последние 50 лет творчества организовала к 50-летию со дня её смерти Третьяковская галерея в Москве .

4-ый день:

- Автобусный тур в Финляндию: Савонлинна — Керимяки — Койтсанлахти.

5-ый день:

- Автобусная экскурсия «Деревянное кольцо» (посещение деревянных храмов в сёлах Карельского перешейка)

* * * * * *

В октябре 2016 года я снова оказалась в Санкт-Петербурге. У меня было 3 неполных дня.

1-ый день:

- Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Комедия «Красотка и семья» по пьесе С. Моэма «Семейный очаг и красавица».

Театр стóит посетить хотя бы потому, что он сам представляет собой музей, рассказывающий о жизни А. Миронова, его семьи и друзей . Казалось бы, какое отношение имеет Андрей Миронов к Санкт-Петербургу? Оказалось, что у дедушки Андрея Миронова была купчая на этот дом, в котором сейчас находится театр. Теперешний руководитель театра занимался его организацией уже после смерти Андрея Миронова. Театр был основан в Ленинграде в 1988 году. В зрительном зале театра чуть более 200 мест. Своих актёров в театре нет. Все актёры приглашённые. Театр частный, поэтому билеты недешёвые. В экспозиции театра представлено более 1500 оригиналов картин и фотографий артистов ХХ века.

2-ой день:

-  Первый государственный медицинский университет им. И.П. Павлова.

Университет основан в 1897 году как Женский медицинский институт. Это был первый в Европе негосударственный медицинский институт, готовящий исключительно женщин. И.П. Павлов, чьё имя с 1936 года носит университет, был в этом учебном заведении всего 3 раза, но ни разу не задержался в нём дольше, чем на пару минут. С самого начала в Институте были основаны две библиотеки — фундаментальная библиотека для профессорско-преподавательского состава, в которой работали врачи — профессора Института, и библиотека для слушательниц. несмотря на то, что выпускницы Института получали диплом о высшем образовании и квалификацию врачей, работать врачами они права не имели, а в Институте были в статусе слушательниц. Самый древний фолиант библиотеки датируется XVI веком . В Институте училась и дочь старшего брата А. Нобеля Марта Людвиговна Нобель-Олейникова, которая помогала Институту материально, причём с первого раза она в Институт не поступила. Сегодня в университете есть небольшой музей, рассказывающий об институте и университете. В 1916 году в Институт стали принимать юношей. Совет Института получил право присуждать учёные степени врачам-мужчинам. В военные годы университет (тогда ещё институт) не прекращал своей работы, его выпускники воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Университет по сей день свято чтит имена погибших, о которых можно узнать и из материалов музея. В 1958 году на месте неразорвавшейся бомбы в парке Института был установлен памятник погибшим на войне медикам.

3-ий день:

- Лютеранская церковь Св. Петра (Petrikirche) с памятником Гёте перед ней .

Здание заложено в 1728 году в день апостолов Петра и Павла. Приблизительно через 100 лет старое здание обветшало, было снесено и заложено новое. В конце XIX века перед церковью установили фигуры апостолов Петра и Павла, и церковь стали называть Петра и Павла, хотя на самом деле это церковь Св. апостола Петра. В советский период церковь была перестроена под плавательный бассейн, глубина которого достигала 4 м. В отличие от Храма Христа Спасителя в Москве церковь в Ленинграде не была уничтожена, а была лишь переделана. В 1994 году церковь была возвращена верующим. Но из-за оставшейся чаши бассейна пол церкви расположен на 4 м выше, на втором этаже, куда попадаешь, поднявшись по витой лестнице . Сегодняшние прихожане церкви, в основном, российские немцы. В церкви также находится центр по изучению немецкого языка.

- Выставка «Внутри человека» в Музее иллюзий. Заходишь на выставку через рот , выходишь из заднепроходного отверстия, по пути узнаёшь массу новой информации о функционировании своего организма.

- Концерт классической музыки для фортепиано и виолончели в Малом зале филармонии .

Филармония Санкт-Петербурга является одной из старейших в России. Она носит имя Д.Д. Шостаковича и состоит из двух залов — Большого и Малого, которые находятся в разных местах. Малый зал был открыт в 1949 году и носит имя М.И. Глинки.

* * * * * *

В апреле 2017 года я снова оказалась в Санкт-Петербурге. У меня было около 2 дней.

- Фестиваль света проходил на фасаде стадиона «Зенит-Арена» и был приурочен к его открытию . Сюжетная линия представлена такими тематиками, как история Санкт-Петербурга, мировая история и футбол. Шоу сопровождалось фейерверком. В Москве Фестиваль света проводится уже несколько лет подряд, например, на фасаде Большого театра.

- Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»  в Музее Фаберже. Выставка позволяет проследить творческий путь Дали с 1930-х до 1980-х годов. Особый акцент сделан на осмыслении Дали работ Микеланджело и Челлини, а также «Божественной комедии» Данте. С началом Второй мировой войны Дали уезжает из Испании в США, где в 1941 году знакомится с фотографом Филиппом Халсманом. Они поддерживали творческие и дружеские отношения на протяжении последующих десятилетий. Одним из самых известных результатов их совместной работы стала фотография «Dali Atomicus» — летящие в воздухе кошки, мольберты, всплеск воды и сам Дали: , представленная на фотовыставке «Прыжок» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. 

- Ботанический сад. Носит имя Петра Великого. Выставка «Растения Мадагаскара». Среди растений Мадагаскара можно было также увидеть шипящего мадагаскарского таракана. Ещё можно было совершить «Прогулку по тропикам» , посмотреть выставку подснежников, сад непрерывного цветения и посетить Ботанический музей. Кстати, музей уже 13 лет на ремонте и неизвестно, когда его откроют. Но именно в день моего посещения открыли для посетителей 3-ий этаж. Всё-таки, живую природу наблюдать приятнее, чем мёртвую.

Ботанический сад ведёт свою историю от Аптекарского огорода, созданного по указу Петра I от 1713 года. Основной целью сада было разведение лекарственных растений. В 1823 году Аптекарский огород был переименован в Императорский Ботанический сад.

- Мариинский театр . Опера Р. Леонкавалло «Паяцы». Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу Екатерины Великой Большого театра. В XIX веке театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. В начале 1920-х годов пропуск за кулисы Мариинского театра получила художница Зинаида Серебрякова, потому что её дочь Татьяна поступила в хореографическое училище. С этого времени в творчестве художницы появляется новая тема — балет. Она делает натурные наброски и фиксирует живые впечатления, превращая их впоследствии в картины (на выставке в Третьяковской была представлена серия картин, например, «Балетная уборная. Снежинки. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»»).

- Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном Политехническом университете . Заложен в 1912 году при Политехническом институте Императора Петра Великого в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Повторно освящен в 1994 году.

- Политехнический университет Петра Великого. Основан в 1899 году.

- Вечер камерной музыки «Многоликая классика» в Концертном зале Российской национальной библиотеки (флейта, виолончель, фортепьяно — И. Бах, Д. Скарлатти, В. Моцарт, Л. ван Бетховен, Я. Мендельсон, С. Прокофьев, А. Пьяцолла).

 

Общие впечатления: культурной столице до сих пор удается сохранить своё лицо, и это не может не радовать. Удивляет тот факт, что все достопримечательности, магазины, кафе и рестораны начинают работать не раньше 10.30, а заселение в отели возможно не ранее 14.00, и это в ситуации, когда большинство поездов прибывают в Питер рано утром! Автобусные и троллейбусные остановки находятся далеко друг от друга, даже если транспорт идёт по одинаковому маршруту. В автобусах билеты продает кондуктор (40 рублей). От Невского проспекта до Главного вокзала идут все троллейбусы и все автобусы, кроме 22. То, что на центральных станциях метро в местах входа и выхода пассажиров расположены железные закрывающиеся двери, конечно, повышает безопасность пассажиров, но явно не украшает станции. На трамваях и автобусах не реклама акций Газпрома или отеля в Норвегии, а реклама Правил дорожного движения, например: Зебра — пешехода друг! Это знают все вокруг. На автобусах ещё также написано, что они экологичные, потому что работают на природном газе.

В городе очень много недорогих столовых и кафешек, где можно вкусно и недорого поесть. Правда, оказалось, что многие столовые, блинные и пирожковые в воскресенье закрыты, а в тех, которые открыты, вовсе не так вкусно, хотя и дёшево. На Васильевском острове цены в кафе на порядок выше.

Через год кафе-столовые оказались по-прежнему недорогими. Но кое-что удивило. Я заказала баранину в горшочке с лепешкой. Во-первыx, баранину принесли в тарелке. На вопрос «Где горшочек?» мне ответили, что баранина готовится в горшочке, а подаётся в тарелке. Во-вторыx, баранина была горячей только с одной стороны, с другой - абсолютно xолодной. Как держатель кулинарного сайта, я знаю, что приготовленное в горшочке мясо наполовину xолодным быть не может. В-третьиx, лепёшка оказалась булочкой с кунжутом. Сильно проиграл Санкт-Петербург Иваново, где даже лепёшка была самодостаточной, не говоря уже о мясе в горшочке.      

Конечно, темп в Санкт-Петербурге резко отличается от темпа в Москве. Люди (особенно коренные ленинградцы) с удовольствием останавливаются, чтобы ответить на вопрос или показать маршрут.

Я обратила внимание на то, что в Санкт-Петербурге очень длинные дома. Один дом может растянуться на целую московскую улицу. А на питерской улице таких домов много. Поэтому, если идти пешком к дому № 14, то приходится идти мимо «кавалькады» домов, которая даже не прерывается каким-нибудь двориком.

Музей шоколада — это не музей шоколада, как, например, в Барселоне, а сеть магазинов, продающих шоколад разных видов. Музей специй — это не музей вовсе, а лавка, в которой продаются различные специи. Судя по всему, слово «музей» петербуржцы понимают как-то по-своему.

В фирменном поезде Москва — Санкт-Петербург дают не только холодный ужин, но и горячий завтрак, причём меню состоит из трёх вкусных блюд на выбор.

Петроградская сторона — это какой-то особый Санкт-Петербург, сильно отличающийся от центра.

Климат Санкт-Петербурга не устаёт подкидывать сюрпризы. Я приехала в Санкт-Петербург в конце апреля прямо из Туниса и попала из лета  в зиму .

К своему удивлению узнала, что в черте Санкт-Петербурга 93 реки, например, одна из малоизвестных река Карповка, которую я видела лично .

Круиз Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург. Не рекомендую покупать билеты на этот круиз. Три года назад во время круиза Москва — Соловки — Москва Валаам выпал из экскурсионной программы по причине шторма в Ладожском озере. Этим летом знакомая не попала на Валаам по той же причине. Создается впечатление, что недружелюбное и негостеприимное Ладожское озеро не хочет пускать грешных туристов к святым местам.