Истра

  18-02-2020

Истра — это город в Московской области. Известен с XVI века, причем с XVI по XVIII века он был селом. С конца XVIII века стал городом под названием Воскресенск, а в 1930 году был переименован в Истру, очевидно, по названию реки Истра, на которой он находится.

Интересно, что в конце XIX века в Воскресенске жил и работал в местной больнице А.П. Чехов. Впечатления от жизни в Воскресенске легли в основу некоторых его произведений.

Основная достопримечательность города — Новоиерусалимский монастырь , известный с XVII века.

В 1830 году Новоиерусалимский монастырь посетил М.Ю. Лермонтов. Здесь он написал стихотворение «В Воскресенске»:

Пред мной готическое зданье
Стоит, как тень былых годов

и т.д.

Все места в городе Истра связаны с именем патриарха Никона (1605-1681). Именно он в 1656 году основал Новоиерусалимский монастырь как подмосковную резиденцию патриархов. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира как точное подобие Святой Земли. Все прежние названия окрестностей Истры были изменены на евангельские. Так, река Истра  становится Иорданом, холм под мужским монастырем стал горой Сион, появляются холмы Елеонский с каменной Елеонской часовней и Фавор, появляется Гефсиманский сад, а небольшой женский монастырь неподалеку получает название Вифания по городу, упомянутому в Новом Завете. Все монастырские башни тоже получили в продолжение традиции исторические названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская. Центром и главной святыней нового Иерусалима становится Воскресенский собор, созданный по точному образу и подобию Иерусалимского Храма Гроба Господня. Конечно, здесь не было ни Всевышнего, ни апостолов, но попытка воссоздать иерусалимские святыни удалась.

Воскресенский собор  — главное детище патриарха Никона. В нём обретены копии всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию (часовню) над Гробом Господним , Камень Помазания. Под Голгофой, в приделе святого Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона. Высота трехъярусных изразцовых иконостасов достигает восьми метров. Именно со строительства Воскресенского собора начинается история знаменитого московского многоцветного изразца.

Подземный храм равноапостольных Константина и Елены углублен в землю на 6 метров в память того, что именно на этой глубине царица Елена обрела Крест Господень. На том месте, где в историческом храме был обретен Крест, находится святой Живоносный источник, к которому ведут символичные 33 ступени.

В Солодовых палатах Новоиерусалимской обители находится выставка «Рассадник изразцового дела», которая рассказывает об истории изразцовых украшений Воскресенского собора. Желая как можно пышней и чудесней украсить свое детище, патриарх Никон впервые в России использует для украшения Воскресенского собора очень дорогие и редкие многоцветные изразцы. На выставке демонстрируются артефакты, найденные при реставрации Воскресенского собора – уникальные подлинные изразцы XVII века, сохранившие свой блеск и окраску до наших дней, реконструированные горны и печи для обжига изразцов.

К стенам Воскресенского Новоиерусалимского монастыря примыкает Гефсиманский сад, по сути, парк с кедровой рощей и столетними соснами. На территории Гефсиманского сада находятся скит патриарха Никона , часовня (не действующая)  и архитектурно-этнографический музей. Внутри я не была. Говорят, что в собрании музея представлены деревянные постройки, которые привезены сюда из разных деревень Подмосковья - крестьянские дома, мельница и другие постройки. В Гефсиманском саду также находится живительный источник, называвшийся прежде Силоамской купелью.

Крупнейший и старейший подмосковный музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»  основан в 1920 году. Раньше он находился на территории монастыря, сегодня располагается недалеко от монастыря, в одном культурном пространстве с обителью. В музее находятся экспонаты, связанные с историей Воскресенского монастыря и его основателем – патриархом Никоном. Это и драгоценные предметы церковной утвари, и редчайшие иконы строгановской и ярославской школ, изографов Оружейной палаты, северных мастеров иконописи, и коллекции оружия, фарфора, раритетных печатных и рукописных изданий. Музей использует компьютерные и визуальные музейные технологии. Каждый экспонат можно подробно рассмотреть на специальных виртуальных киосках в 3D формате. Это чрезвычайно интересно! В парковой зоне музея выставлены современные скульптуры .

В день моего приезда (лето 2018 г.) в музее «Новый Иерусалим» проходила выставка немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера (1471-1528) «Немецкая графика и живопись конца XV - начала XVI веков». Он начал первым подписывать резцовые гравюры и ксилографии. На выставке были представлены изображения святых, пророков, философов, библейских сцен, видов городов, астрономических явлений, объединённых в серии — серия «Апокалипсис», серия «Страсти» и другие. Это не только произведения Дюрера, но и его учеников и художников-современников . Картины, собранные в рамках единой экспозиции эпохи Дюрера, позволяют получить некоторое представление об основных тенденциях немецкого искусства того времени.

В начале 2020 года в музейно-выставчном комплексе проходили две достойные выставки — «Шагал: между небом и землей» и «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья».

Марк Шагал утверждал, что «родился между небом и землей» и постоянно пребывал в этом промежуточном пространстве. «Честно говоря, я человек с одним жильём и единственой картиной», уверял художник. Экспозиция выставки охватывает три пространства — «Жизнь земную» (живопись и графику первой четверти XX века, куда вошли вариации на тему детства и семьи, жизни еврейского местечка), «Путешествия и мосты» (работы второй четверти XX века, связанные с поездкой на Святую землю; сюда же относятся картины, посвящённые музе художника — Белле Розенфельд , с которой он вместе посетил места, по которым ступали пророки) и «Бытие небесное» (работы второй половины XX века, связанные с Ветхим и Новым Заветом). Вот так в представлении Шагала выглядит Святое семейство .

Интересный факт — при рождении Марк Шагал получил имя Моисей. К «Жизни земной» относятся и автопортреты художника . А так выглядит оригинал .

Мы уже привыкли к тому, что Шагал с удовольствием изображает свой дом в Витебске . Это и похожие творения давно стали хрестоматийными.

Картины, представленные на выставке «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» сгруппированы в соответствии с принадлежностью их цветового фокуса к трем основным цветам — красному, жёлтому, синему, трем вторичным, которые получают при смешении первичных, — фиолетовому, зеленому, оранжевому. Начинают историю цвета чекрный и белый цвета, без которых невозможна цветовая палитра. Картины в большинстве своем известные — Поленова, Коровина, Фалька, Гончаровой, Айвазовского и других. Картина Коровина «Париж»  представлена в желтом зале.

Параллельно с выставкой «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья», проходившей в Новом Иерусалиме, в Новой Третьяковке в Москве проходила выставка «Авангард. Список номер 1», посвящённая 100-летию Музея Живописной культуры, удивительным образом сочетающаяся тематически с выставкой в подмосковной Истре. В перечне имен — художники русского авангарда, произведения которых сегодня известны всему миру. Московский Музей Живописной Культуры был не только площадкой для демонстрации произведений современного искусства, но и единственным в мире музеем, который функционировал как музей-лаборатория, где собирали, изучали, исследовали новаторские методы передовых художников, в том числе их отношение к цвету. Организаторы Музея Живописной Культуры высказывались о цвете так:

«Цвет строит пространство», — говорил художник В.В. Рождственский и доказывал это своим «Натюрмортом с красным кувшином» .

Почти о том же говорил художник Д.П. Штеренберг («Цвет строит плоскость») и писал картину «Красное и белое»

«Предмет почти лишён своего понятия, остались лишь формы, необъходимые для линейного построения цветовой конструкции. Цвет материален и фактурен», — писала художница Л.С. Попова и доказывала тезис своими работами «Бакалейная лавка»  и «Скрипка» .

О корпусности цвета говорил А.В. Грищенко, об изучении цветных взаимоотношений говорил А.Д. Древин, В.В. Кандинский говорил об освобождении цвета. 

А.М. Родченко отрицал идею картины, отмечая при этом потенциальные возможности чёрного. Его картина так и называется: «Чёрное на чёрном. Беспредметная композиция» . Тот же А.М. Родченко фактически повторял В.В. Кандинского, говоря об отрыве цвета от формы. В этой технике А.М. Родченко создал Композицию в отрыве цвета от формы .

И.В. Клюн (Клюнков) рассматривал цвет как самоцель. Его исследовательские работы по цвету, форме, свету и фактуре являлись одними из первых аналитических разработок. Художник исследовал такие свойства техники живописи, как усиление цвета через свет и через контрасты, влияние соседних цветов на изменение формы, разложение цветовых элементов на их составные и другие.

Представлено на выставке и исследование художника Соломона Никритина, в котором он сопоставил акустические свойства слышимого с оптическими свойствами цветовых спектров. Ахроматический цветовой ряд Никритин соотносит с шумом, т.е. со звуковым спектром. Гармонические цвета в данном случае имеют аналогию с интонированными звуками, а смешанные цвета — с природными звуками (шумами). В результате исследования Никритин получил около 1500 цветовых тональностей.

С цветом была связана и малюсенькая выставка Аристарха Лентулова, проходившая в Подземном музее парка Зарядье в Москве. Интересно, почему художник делает акцент на синем платье своей жены (картина «Портрет Марии Петровны Лентуловой в синем платье» )? Его подарок? Или в этом платье она ему кажется особенно красивой?

Общие впечатления: Как же добраться до музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим»? В первый раз я немного схитрила. Купила экскурсионный тур, в который входили посещение монастыря и музей, а в музее сбежала с обычной экскурсии и пошла на выставку Дюрера, которая в экскурсионную программу не входила. Но можно ли доехать до музея  самостоятельно? Да, можно. На выставку Шагала и  на выставку «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» я добиралась на автобусе до станции Истра (от Тушинской), а там на местном автобусе до музея (шестая остановка). Обратно — тем же путем. Если выйти из дома пораньше, то вернуться можно около 17.00. Оно того стоит!