Музей изобразительных искусств им. Пушкина
03-03-2023
Основан в начале ХХ века ученым-историком Иваном Цветаевым. Он же был первым директором музея. В музее регулярно проводятся выставки зарубежного искусства, которые я стараюсь не пропускать. Есть и основная экспозиция, которую можно вспомнить каждый раз при посещении очередной выставки.
В 2021 году меня заинтересовала выставка «Мадонна из Сиены» . Представлена Сиенская школа раннего Ренессанса. Были привезены произведения, в основном, из Национальной пинакотеки Сиены. Художники не такие известные, всё-таки флорентийская школа гораздо известнее. Работы затрагивают период с XIII по XV века. Есть произведения, дошедшие до наших дней в первозданном виде.
Почему Мадонна? Мадонна является покровительницей Сиены. Символичной является картина Пьетро ди Франческо Ориоли «Приношение ключей от города Деве Марии» . Конечно, художники писали не только Мадонну. Много картин с изображением распятия, католических и православных святых. Но изображения Мадонны на выставке доминируют
. Представленные на выставке произведения создавались преимущественно для церквей, поэтому они больше напоминают иконы, хотя на самом деле являются картинами.
Рядом с основным зданием находится Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, которая также является частью Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Основу постоянной экспозиции Галереи составляют живописные и скульптурные произведения французского импрессионизма, постимпрессионизма, романтизма, реализма, академизма, символизма, абстракционизма и других художественных направлений и авангардных течений начала XX века, в основном, из коллекций московских коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова. Это известные работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других художников. Очень часто проводятся временные выставки. В конце 2021 года их было три — «Свободное искусство», представляющее собой произведения итальянского футуризма из произведений Джанни Маттиоли, «Правдивая ложь» Ксении Хауснер и «Современная французская гравюра из собрания Центра Помпиду».
Джанни Маттиоли — это миланский коллекционер. Свою коллекцию работ итальянских футуристов он собрал в 40-е годы ХХ века, когда футуристическое движение в Италии уже закончилось. Все представленные на выставке работы (всего 26) датируются началом ХХ века. Работы висят вперемешку с произведениями французских импрессионистов из постоянной экспозиции, которые повлияли на итальянский авангард. Большинство работ итальянских авангардистов посвящены урбанистической тематике и научному прогрессу (Умберто Боччони «Город поднимается», его же «Материя», его «Динамизм велосипедиста», Карло Карра «Демонстрация интервентистов», его же «Миланская галерея», Джакомо Балла «Меркурий проходит перед солнцем», Оттоне Розаи «Динамизм. Бар Сан-Марко», Марио Сирони «Композиция с винтом», Джорджо Моранди «Натюрморт с корпусом часов»), но есть и лирика. Яркий представитель лирической тематики — Джино Северини. Его работа «Голубая танцовщица» перекликается тематически (но не композиционно) с произведением Эдгара Дега «Голубые танцовщицы»
(и висят рядом). Кстати, у Северини действительно ОДНА танцовщица. Джорджо Моранди лирика тоже не чужда. Примером является его картина «Розы»
. Интересно, а работа Карло Карра «Любовница инженера»
— это лирика или урбанизм? Я также обратила внимание на то, что на выставке представлена одна работа Амадео Модильяни «Портрет художника Фрэнка Хэвиленда».
Ксения Хауснер — это современная австрийская художница. На её картинах доминируют женщины (феминистка, что ли?). Женщины у Хауснер выступают представительницами всех гендеров. Оригинально. Начинается выставка с автопортрета художницы под названием «Выстрел в голову» . «Я рисую выдуманные истории, которые зритель может сопоставить с собственной жизнью» — это её слова. Ничего себе заявочки! Под впечатлением этого автопортрета я и другие её работы смотрела. Для наименования своих картин Хауснер часто использует названия фильмов и книг.
Из французских гравюр мне понравилась одна под названием «Корни» .
В 2022 году прошла грандиозная выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых». Море импрессионизма! Отдельные залы посвящены картинам Сезанна, Боннара и группы «Наби», Ван Гога, Гогена, Мориса Дени, а также фовизму. Портрет Михаила Морозова написан Валентином Серовым . Михаил Морозов покупал как полотна модных салонных художников, так и картины постипрессионистов, не получивших признания у себя на родине. Благодаря Михаилу Морозову в России впервые оказались картины Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Эдварда Мунка. Михаил Морозов меньше всего думал о капиталовложениях в картины, а планировал передать свою коллекцию в дар Третьяковской галерее. Внезапная смерть помешала Михаилу Морозову воплотить свой замысел в жизнь, но в 1910 году его вдова исполнила его волю — передала его коллекцию в дар Третьяковской галерее.
В жизни Ивана Морозова существенную роль сыграла его дружба с художниками — Сергеем Виноградовым, Валентином Серовым и Константином Коровиным, у которого он брал уроки рисования. Портретный жанр стал для Морозова наиболее близким в импрессионизме. Его портрет Константин Коровин написал в течение двух часов. Серов тоже написал портрет Ивана Морозова
. Коллекция Ивана Морозова была национализирована в 1918 году. В следующем году Иван Морозов с семьёй покинул Россию.
В начале 2023 года я заинтересовалась выставкой . Оказывается, именно так Франсиско Гойя собирался назвать серию своих офортов. В результате название офорты получили другое, а идея Гойи подарила название выставке в Пушкинском. Выставка рассказывает о многообразии человеческого общения и культур. Культуры представлены портретами и бюстами. У людей не только тысячи языков (на сегодняшний день 7151 и 142 языковые семьи), но и миллиарды лиц. Меня заинтересовали головы бодхисаттвы Гуаньинь эпохи Тан (VII-IX века) —
и
. Пригодился потрет Лукаса Кранаха Старшего «Портрет рыжеволосого мужчины с бакенбардами»
. Многоязычие представлено как разнообразными письменностями с традициями, так и совсем молодыми языковыми системами, возникшими всего несколько десятилетий назад. Интересными показались берестяные грамоты из Новгорода второй половины XIV века
, артефакты на тему повседневных договорённостей.
Я обрадовалась, увидев экспонаты, которые могу прочитать, — хангыль (корейский язык) , псалом благодарения, написанный на итальянском и на иврите, Большой «Канон врачебной науки» Авиценны на иврите, китайское иероглифическое письмо
. Меня восхитили китайские изделия в виде иероглифов — чайник
и подсвечник
в разделе «Благопожелания».
В зале, посвящённом священным книгам, узнала о существовании лондонской полиглотты — тексты и переводы Библии на девяти языках .
Целый зал посвящён Вавилонской башне — её строительству (неизвестный художник), её существованию
(«Башня Бела», Мишлено, XVIII век) и
(Ян Лёикин, XVII век) и её разрушению
(неизвестный художник).
Отдельные залы посвящены путешествиям и дипломатии, как искусству коммуникации. Оказывается, Питер Пауль Рубенс был не только известным художником, но и дипломатом. Приятный его портрет с сыном Альбертом .