Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

  22-07-2024

Музей создавался в течение двадцати пяти лет. Он основан на дарах самих эмигрантов или их потомков. 

Не только основная экспозиция знакомит с творчеством русской эмиграции ХХ века, первой волны после событий 1917 года, второй волны во время Второй мировой войны, последней волны в 70-80-е годы. Демонстрируются также временные выставки наших соотечественников, изгнанных или бежавших от режима, инакомыслящих деятелей культуры, которые, по сути, создали вторую Россию — зарубежную, приумножившую благодаря им своё наследие.

Начало 2023 года ознаменовалось выставкой «Константин Коровин и его круг. Москва — Париж». На выставке были представлены живопись, графика и архивные материалы. Я люблю, когда выставка начинается с портрета или автопортрета. Эта выставка начиналась с портрета Константина Коровина кисти Михаила Вербова .

Приятно, что эта выставка не повторяла предыдущие выставки Коровина, проводимые другими выставочными площадками.

На самом деле слово «круг» в названии выставки имеет очень большое значение, так как были представлены не только картины самого Коровина, но и его друзей и учеников — Валентина Серова, Михаила Нестерова, Роберта Фалька, Натальи Гончаровой, Сергея Герасимова, Сергея Виноградова, Михаила Ларионова и других, менее известных художников.

Друзья и ученики — это результат двух других талантов Коровина — дружить и обучать. 

На выставке также были представлены одна картина брата Константина Сергея Коровина и одна картина сына Константина Коровина Алексея.

Демонстрировался прелестный фильм о жизни художника — Крым, Москва, Париж.

Следующая выставка в том же году — «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: «Голубая роза» и «Золотое руно». Истоки и продолжение». «Золотое руно» — это литературно-художественный журнал, издателем и редактором которого был Николай Рябушинский . Как художник Рябушинский участвовал в трёх выставках «Золотого руна». «Голубая роза» — это художественная выставка московских символистов, организатором которой он был. На выставке вообще представлены живопись, графика и скульптура русских символистов конца XIX-начала ХХ веков — скульптуры и картина Врубеля, картины Льва Бакста, Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Михаила Ларионова, Мартироса Сарьяна, эскизы Судейкина и других. С творчеством самого Рябушинского я знакома не очень хорошо. То, что было представлено на выставке, меня не сильно впечатлило. Всё довольно размыто. Понравилась одна картина — «Рай» .

В 2024 году в музее шли параллельно две интересные выставки — «Искусство возвышает душу» и «Ars Sacra nova. От мифа к символу».

Выставка «Искусство возвышает душу» приурочена к 165-летию со дня рождения художницы Марии Башкирцевой . Она родилась в Полтавской губернии. После развода родителей в детском возрасте была увезена матерью во Францию, где и училась живописи. Умерла от туберкулёза легких в возрасте 25 лет. Многие её работы утеряны, поэтому выставка была бедновата . Художница рисовала, в основном, головы и фигуры людей ( «Сидящий юноша»), в том числе и автопортреты  («Автопортрет с палитрой»). Основное её наследие — дневник, который тоже был представлен на выставке.

Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу» представляет русскую историю и евангельские мотивы в творчестве художников России и русского зарубежья в 1900-1940 годы — Льва Бакста, Ивана Билибина, братьев Васнецовых, Натальи Гончаровой, Михаила Нестерова, Николая Рериха, Алексея Щусева и многих других. На мой взгляд, цитаты из Бердяева, Лосева, Павла Флоренского о мифе и символе с представленными работами не сочетаются, но делают выставку более законченной. Картины, в основном, на религиозные темы.  Картина-икона Николая Рериха «Уходящий век» заставила меня задуматься . Михаил Нестеров в своём репертуаре — «Святая Варвара» , «Богородица с младенцем» , «Поклонение волхвов» . Наталья Гончарова вписалась в тематику ( «Рождество Богородицы»), но видеть её здесь было странно.