Еврейский музей и центр толерантности
06-08-2024
Музей находится в бывшем Бахметьевском гараже. Я помню, как и когда открывался этот музей в начале XXI века. С тех пор я бываю там часто. Во-первых, интересна постоянная экспозиция и кинотеатр в 4D. Во-вторых, выставки, которые в этом музее проводятся (не обязательно отражающие национальную специфику). Это могут быть художники-авангардисты или подборка картин одного художника — Левитана, Шагала и других.
В 2021 году вниманию посетителей была представлена выставка «Маленькое искусство». Маленькое означает малоформатное. Известные художники обнаружили такие стороны, которых от них никто не ожидал. Так, демонист Врубель предстал портретистом («Портрет Якунчиковой М.В.», «Вока Мамонтов») и иллюстратором («Ромео и Джульетта. Сцена на балконе», «Ромео и Джульетта. Сцена на кладбище»). Портретистом предстал на этой выставке Бакст («Портрет Иды Рубинштейн»). Репин и Серов проявили себя анималистами («Собачка» и «Лев. Из серии «Басни Крылова»»), а Казимир Малевич пейзажистом («Зимний пейзаж», «Две сестры в парке»). Совсем неожиданно было встретить работы Малевича «Прачечное заведение» и «Девушка» . На выставке были также работы Ларионова, Зинаиды Серебряковой, Борисова-Мусатова, Верейского, Серова, Коровина, Репина, Кустодиева, несколько малоформатных работ Поленова, одна из которых совершенно неожиданная — «Античный мотив» .
А ещё в музее часто проводятся концерты классической музыки, причем очень неожиданные. Так, в 2021 году в фортепианном концерте «18 беззаконных комет» пьесы Моцарта, Россини, Шопена, Огиньского, Шуберта и Бетховена чередовались с современными композициями, зачастую авангардными. Цель концерта — показать сходство. Конечно, надо иметь очень развитый музыкальный слух, чтобы это сходство услышать.
В соответствии с традицией в 2022 году прошла выставка «Мир как беспредметность» . Вообще трактат «Мир как беспредметность» был написан Малевичем. В 1923 году в Петрограде был основан Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Через год он получил статус научного учреждения, а Малевич — должность директора. В Гинхуке он собрал ведущих авангардистов и своих витебских учеников для научного изучения современного искусства. Витебские ученики появились раньше, в результате созданной в 1920 году в Витебске под руководством Малевича школы современного искусства Уновис («Утвердители нового искусства»). Малевича в Витебск пригласил Лазарь (Эль) Лисицкий. К тому времени Витебск превратился в центр авангарда. Ядро школы составляли около 40 художников, картины которых были представлены на выставке. Вот автопортрет Константина Рождественского, правда, с полотенцем на голове . К 1935 году с Малевичем остались лишь его самые верные и близкие ученики и единомышленники. Исследовательская линия Гинхука плохо вписывалась в официальную художественную политику соцреализма, поэтому он был ликвидирован. На выставке помимо художественных произведений были представлены фотографии и фарфор с рисунками авангардистов. Вот Малевич в экспериментальной лаборатории , вот он же на фоне своих картин . Автором рисунка на чашке и блюдце является Кандинский.
Но меня, конечно, больше интересуют картины. Среди авангардистов есть свой Васнецов — Юрий. Мне понравилась его картина «Композиция со скрипкой» .
Рождение витебской школы живописи относится к концу XIX века, когда Иегуда (Юрий) Пэн создал частную школу рисования и живописи, основанную на академических принципах. Многие ученики Иегуды Пэна стали признанными мастерами нового искусства. А вот и сам Пэн — на «Автопортрете с палитрой» .
Больше всего мне понравилась картина Павла Филонова «Головы», или «Человек в мире» .
Параллельно с выставкой «Мир как беспредметность» проходила фотовыставка «Чувство дома» — пять тематических разделов и 17 фотоисторий, рассказывающих о разных точках на карте России — от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии.
В середине 2023 года была представлена выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Прав или не прав был Эйнштейн, когда говорил: «Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель»? Я скорее не согласна. А вот взаимообогащение науки и искусства признает любой серьёзный учёный. Основой пространственной композиции этой выставки стал офорт Рембрандта «Кабинет ученого» . Отдельные залы занимают кабинет биолога, кабинет физика, кабинет географа и других ученых. Наряду с пространственными композициями на выставке представлены картины известных художников — «Меланхолия» и «Художник, рисующий на стене с помощью диоптра» Дюрера, «Новая планета» Юона, «Композиция» Леже, «Композиция» Хоана Миро, «Натюрморт с яблоком и лимоном» Юрия Пименова, «Яблоко и вишня» Петрова-Водкина, «Пасмурный день» и «У озера» Левитана, «Сценка у постоялого двора» и «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» Питера Брейгеля Младшего, скульптуры — «Стометровка» Александра Дейнеки , «Архитектон» Малевича . На выставке были представлены и работы современного художника Александра Григорьева, персональную выставку которого я только недавно видела в Московском музее современного искусства.
В конце 2023 года в музее проходили две выставки — «Энди Уорхол и русское искусство» и «Франц Кафка и искусство ХХ века».
С творчеством Энди Уорхола я знакома. Посещала его выставки и в Минске, и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Два года назад выставка в Санкт-Петербурге называлась так же — «Энди Уорхол и русское искусство». С автопортретами и портретами у Энди туговато. На выставке был один или два автопортрета (надеюсь, это Энди ) и его потрет российского художника . В Еврейском музее на удивление не было раздела «Евреи ХХ века».
Конечно, не обойтись было без раздела «Монро», смерть которой вдохновила художника на создание более 50 её образов. Были портреты и других знаменитостей — Брука Шилдса, Тома Круза, Мика Джаггера . Лайза Миннелли была как на обложке журнала , так и в портретном виде . В этот же раздел входили «Две золотые Моны Лизы», «Лиз (Элизабет Тейлор)». Мне понравился портрет Ингрид Бергман в шляпе .
Была представлена подробная биография Энди Уорхола. Андрей Вархола, будущий Энди Уорхол, родился в штате Пенсильвания в семье эмигрантов.
Картины были как узнаваемые и известные, так и ранние произведения художника. Наряду с его работами висели и работы российских художников на аналогичные темы. В рамках раздела «Шоппинг», ключевого для поп-арта, римским папой которого называли Энди Уорхола, были представлены всем известные супы «Кэмпбелл», а также инсталляция с коробками «Брилло» .
Мир шоппинга подразумевает особое отношение к деньгам. Уорхол откликнулся серией работ «Знак $» .
Серия портретов «Мао» входит в раздел «Слава».
Раздел Memento mori — это отношение к смерти. Если раньше я видела только один череп, то здесь была представлена целая серия черепов. В этот же раздел входили «Двойной Элвис» и «Электрический стул».
Он и книги писал , создавал иллюстрации к книгам. Самая известная его иллюстрация «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка».
Выставка «Франц Кафка и искусство ХХ века» была посвящена двум произведениям писателя — романам «Процесс» и «Превращение». Оба романа беспросветные. И выставка в таких же тонах . Даже картины известных художников — Малевича «Красная фигура» и «Голова крестьянина», Хаима Сутина «Женщина в большой шляпе», Константина Рождественского «Три фигуры», Юрия Пименова «Инвалиды войны», Самуила Адливанкина «Голосуют за исключение кулака из колхоза», Эгона Шиле «Девушка, стоящая прямо» — соответствовали тематике романов Кафки. Ожидаемый раздел — «Одиночество».
Выставка заканчивается неожиданно. Влюбившись в театр, Кафка стал прародителем модернистской драматургии и модернистского театра ХХ века. Правда, его театральный мир фрагментированный, ускользающий. Как и следовало ожидать.
В начале 2024 года в музее проходила выставка «Еврейский художественный авангард». Уже не в первый раз музей обращается к теме авангарда. В первую очередь это Марк Шагал, Натан Альтман, Эль Лисицкий, Иосиф Чайков, Давид Штеренберг. Выставка представляет собой синтез еврейской художественной традиции и интернационального авангарда. Важной сферой приложения этого синтеза был еврейский театр, в частности Московский ГОСЕТ. Получив диплом ремесленника, евреи имели право проживать за пределами черты оседлости.
Начинается выставка совсем не с авангарда, а именно с традиции. И я, к своему удивлению, вижу лубок. Хотя точно знаю, что лубок — это вид русского народного творчества. Тем не менее «Жертвоприношение Исаака» — это тоже лубок .
Самый важный элемент интерьера синагоги — хранилище для свитка торы — тоже не является авангардом, а относится к традиции .
Лоточник Исаака Рабичева — тоже не авангард.
Далее — авангард. Натюрморты Натана Альтмана: (Натюрморт с синим графином).
Натюрморты с синей вазой , с тарелкой и салфеткой Давида Штеренберга.
Да, натюрморты не итальянское барокко.
Цветодинамическое построение красного цвета Александра Тышлера.
В то же время представлена картина Штеренберга «Пейзаж под Москвой» .
Фальк, конечно, не авангардист, но и его работы были представлены на выставке: «Турецкая пекарня», «Пейзаж с деревьями» . Даже Автопортрет в белой рубашке , ну, явно не авангард.
Эль Лисицкий, чаще всего, узнаваем. Его проуны не припишешь никому другому. «Спортсмены» — это его, конечно. Поэтому я удивилась, увидел его работу «Обложка издания Общества еврейской музыки. Ю. Энгель, «Ой, Аврам!». Для голоса и фортепьяно» .
Понравился мне и портрет Эля Лисицкого работы Иосифа Эльмана .
Работам Шагала — Драма(Театр), Музыка, Танец, Литература и Свадебный стол — был посвящён целый мультимедийный зал. В других залах тоже встречались работы Шагала (Человек с опрокинутой головой). Особое внимание уделяется еврейскому театру Марка Шагала, а также театральным декорациям вообще. Представлены макеты декораций к спектаклям Роберта Фалька , Исаака Рабичева .
Натан Альтман изобразил Соломона Михоэлса в роли Менахема-Мендла в фильме «Еврейское счастье» .
Очень понравился эскиз костюма Кунилемла Марка Эпштейна .
Интересные работы из гипса: Швея и Скрипач Иосифа Чайкова; из дерева и железа: Голова в железе Беатрисы Сандомирской; из дерева, жести и фанеры: Дама в шляпе и Рабочий Марка Эпштейна. Есть и фотография Марка Эпштейна рядом с его скульптурой «Рабочий».
Параллельно с еврейским авангардом проходила выставка «Юля» современной художницы, большую часть жизни проведшей в психиатрической больнице. Её больничная жизнь отображена в её рисунках . Я могла бы сказать — российская Фрида Кало. Но Фрида — настоящая художница. У неё богатейшие краски.
В середине 2024 года в музее проходили две интересные выставки — «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» и «Советская фотография. Начало».
На первой выставке было очень мало работ самого Шагала, в основном, работы других художников. Персонажи картин Шагала были выведены за пределы его картин и приобрели объемное выражение — летающие люди , селедка , домики в Витебске . Картины были посвящены Парижу , («По воскресеньям») и цирку . Для посетителей был придуман аттракцион — сфотографироваться в цирковой маске . Ещё мне очень понравилась фотография Беллы Шагал .
На второй выставке были представлены фотографии конца 20-х — начала 30-х годов. В основном, виды Москвы. Необыкновенно интересно! Многие виды оставались неизменными вплоть до 80-х годов и были поэтому очень узнаваемыми. Парады на Красной площади были и до войны. В 1925 году была сделана фотография «Общее построение войск на Красной площади в честь седьмой годовщины Красной Армии» . Уже тогда стоял Мавзолей, временный, очевидно. Удивила курящая калмычка . Как-то это не по-восточному. Уважение вызвал урок немецкого языка в Образцовой школе № 9 имени Урицкого в конце 30-х годов . Дети проходят сложную грамматику, которую сейчас и студенты-то не всегда знают...