Музей Анатолия Зверева AZ
27-01-2024
Не появись в Москве этот музей, никогда бы не узнала я о существовании такого художника. 30000 работ за в общем-то короткую жизнь (1931-1986). И при этом одна единственная выставка при жизни. Не выставлялся, не выезжал, не вступал, не присоединялся.
Повезло с покровителем — Костаки, который и благословил его на известность. Через Костаки я и узнала о Звереве — впервые в 2020 году, хотя музей открылся в мае 2015. 2020 год позволял посещать музеи онлайн. А уже в 2021 я впервые пришла в музей лично — на выставку «Лики. Лица. Морды».
Когда мы слышим слово «лики», первая ассоциация — лики святых. Никаких ликов на выставке нет. Разве что вот . «Ожидание свидания» Вячеслава Калинина. А лица и морды — да, представлены в изобилии. 70 работ художников-шестидесятников и современных художников. Многие имена для меня были новыми.
Увидела портреты самого Зверева и два его автопортрета — 1968 года и 1971 года.
С удовольствием посмотрела работы Михаила Шемякина (всего пять, в частности, «Две фигуры» и «Святой Христофор» ) и Натальи Нестеровой «Венские стулья» .
Все портреты размещены на трех этажах музея, причем на каждом этаже звучит своя музыка: на первом — Прокофьев, на втором — Шостакович, на третьем — Бах. Тихо звучит. Ненавязчиво.
В 2022 году музей открыл новое экспериментальное пространство AZ ART. На этой площадке планируется показывать современное искусство, а не только картины Анатолия Зверева и его друзей. Первая выставка — «Прогулка мечтателя», картины и скульптуры Фёдора Семёнова-Амурского. Его главным увлечением был французский модернизм — Матисс, Сезанн и другие. Политика музея — не сообщать названия картин, давая посетителям возможность придумать свои. Это не всегда разумно. Например, я посчитала эти портреты автопортретами , , . На самом деле автопортрет здесь только один — на первой фотографии в верхнем ряду в середине. А ещё я обратила внимание на эту картину . При желании можно посмотреть фильм о художнике.
В начале 2024 года в AZ ART заканчивалась выставка «Живые скульптуры». Живые скульптуры предлагается воспринимать трояко. Во-первых, как утрату, пересмотр собственных границ, физическое или личностное расщепление. Во-вторых, как оживающие изваяния или окаменевающие люди. В-третьих, как формирование новой идентичности. Я не задумывалась над тем, какой образ скрывается за изображениями, которые мне понравились. Просто мне понравились «Девчонка на коньках» и «Люди из камня» — и .
В AZ ART можно приходить с собачкой.