Музей изобразительных искусств им. Пушкина
26-07-2024
Основан в начале ХХ века ученым-историком Иваном Цветаевым. Он же был первым директором музея. В музее регулярно проводятся выставки зарубежного искусства, которые я стараюсь не пропускать. Есть и основная экспозиция, которую можно вспомнить каждый раз при посещении очередной выставки.
В 2021 году меня заинтересовала выставка «Мадонна из Сиены» . Представлена Сиенская школа раннего Ренессанса. Были привезены произведения, в основном, из Национальной пинакотеки Сиены. Художники не такие известные, всё-таки флорентийская школа гораздо известнее. Работы затрагивают период с XIII по XV века. Есть произведения, дошедшие до наших дней в первозданном виде.
Почему Мадонна? Мадонна является покровительницей Сиены. Символичной является картина Пьетро ди Франческо Ориоли «Приношение ключей от города Деве Марии» . Конечно, художники писали не только Мадонну. Много картин с изображением распятия, католических и православных святых. Но изображения Мадонны на выставке доминируют . Представленные на выставке произведения создавались преимущественно для церквей, поэтому они больше напоминают иконы, хотя на самом деле являются картинами.
В самом начале 2024 года закончилась выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев». За несколько дней до закрытия я её и посетила. Экспозиция состояла из трёх частей: испанское искусство XVI-XVII веков, живопись и графика Гойи (например, «Эзоп») и испанское искусство XIX века. Тематика первой части — религиозная. На выставке можно было увидеть не только работы малоизвестных художников, но и картины на самые нетривиальные сюжеты — «Се, человек!» (Хусепе де Рибера), «Благословляющий младенец Христос» (Франсиско де Сурбаран), «Маленькие Христос и Иоанн Креститель» (Мурильо), «Святой Иосиф с младенцем Христом» (Мурильо). Были представлены не только работы малоизвестных художников, но и вполне знаменитых — Эль Греко («Святой Бернард» , «Святой Иоанн Креститель» ), Франсиско де Сурбаран («Мадонна с младенцем» ), Веласкес («Кликуша»).
Восхитили деревянные скульптуры с полихромной росписью — Святая Роза Лимская и Святая Мария Магдалина . Присутствовали и элементы прикладного искусства Испании — кресла, стул, тарелки.
В третьей части я обратила внимание на картину Пабло Пикассо «Старый еврей с мальчиком» . Очень светлая картина «Крестины» Эухенио Лукаса Вильямила . Или «Приготовление изюма» (Хоакин Соролья-и-Бастида). Были представлены также натюрморты и видовые картины.
Сразу после испанской коллекции открылась новая выставка — «Цветы, плоды и музыкальные инструменты. Из итальянской живописи эпохи барокко». В экспозиции было представлено 70 произведений — 65 живописных полотен, четыре рисунка и мозаичная флорентийская столешница с изображением фруктов. Вся выставка посвящена натюрморту, но очень необычному, потому что большинство натюрмортов сочетают несочетаемое (Натюрморт с виноградом и медным тазом. Руопполо), (Натюрморт с письменными принадлежностями. Кристофер Мунари). Живописцы Неаполя разрабатывали тему рыбных уловов, а также специализировались на изображении цветов (Ваза с цветами. Бартоломео Лигоцци. Он, правда, из Флоренции) и фруктов (Натюрморт с арбузом и фруктами на фоне пейзажа. Руопполо), (Арбуз, виноград и фрукты на каменных уступах. Североитальянский мастер первой половины XVI века), (Ваза, виноград и фрукты на каменных уступах. Североитальянский мастер первой половины XVII века). Странно, что у двух последних работ разные художники. На мой взгляд, это одни и те же фрукты, одни и те же уступы. Создаётся впечатление, что художник просто переложил часть фруктов в вазу. И разница в написании картин не сто лет, а пара дней.
В Бергамо рисовали натюрморты с музыкальными инструментами (Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами, глобусом и картой. Бартоломео Беттера), (Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами и глобусом. Бонавентура Беттера), (Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами, глобусом и медным ведёрком. Бонавентура Беттера), (Натюрморт с глобусом и музыкальными инструментами. Фьораванти).
В Генуе художники включали натюрмортные мотивы в композиции на мифологические (Фавн и пастушка. Кастильоне) и религиозные темы, часто с изображением животных.
В Риме особой популярностью пользовались натюрморты с изображением восточных ковров и предметов роскоши Натюрморт с восточным ковром, скрипкой и мужским портретом. Мальтезе), (Натюрморт с ковром, шлемом и нотами. Тибальди), (Натюрморт с ковром, розами, сладостями на серебряном блюде и подушкой. Тибальди).
Я очень рада, что увидела на выставке работы Джузеппе Арчимбольдо. Я его сразу узнала . Многим он незнаком, а я была в прошлом году на выставке его работ в частной галерее М´АРС.
Отдельная тема — люди на фоне натюрмортов: пастухи, пастушки, продавцы фруктов и рыбы, охотники.
Существенный вклад в развитие итальянского натюрморта вносят мастера из Голландии, Франции, Германии. Приятно было увидеть знакомые фамилии: (Натюрморт с цветами и фруктами. Абрахам Брейгель), Натюрморт с фруктами, цветами, фигурой мальчика и путто. Абрахам Брейгель).
Натюрморты художника из Гамбурга Максимилиана Пфайлера включали и фрукты, и ковер, и мандолину (и другие музыкальные инструменты), и скатерть .
Рядом с основным зданием находится Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, которая также является частью Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Основу постоянной экспозиции Галереи составляют живописные и скульптурные произведения французского импрессионизма, постимпрессионизма, романтизма, реализма, академизма, символизма, абстракционизма и других художественных направлений и авангардных течений начала XX века, в основном, из коллекций московских коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова. Это известные работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других художников. Очень часто проводятся временные выставки. В конце 2021 года их было три — «Свободное искусство», представляющее собой произведения итальянского футуризма из произведений Джанни Маттиоли, «Правдивая ложь» Ксении Хауснер и «Современная французская гравюра из собрания Центра Помпиду».
Джанни Маттиоли — это миланский коллекционер. Свою коллекцию работ итальянских футуристов он собрал в 40-е годы ХХ века, когда футуристическое движение в Италии уже закончилось. Все представленные на выставке работы (всего 26) датируются началом ХХ века. Работы висят вперемешку с произведениями французских импрессионистов из постоянной экспозиции, которые повлияли на итальянский авангард. Большинство работ итальянских авангардистов посвящены урбанистической тематике и научному прогрессу (Умберто Боччони «Город поднимается», его же «Материя», его «Динамизм велосипедиста», Карло Карра «Демонстрация интервентистов», его же «Миланская галерея», Джакомо Балла «Меркурий проходит перед солнцем», Оттоне Розаи «Динамизм. Бар Сан-Марко», Марио Сирони «Композиция с винтом», Джорджо Моранди «Натюрморт с корпусом часов»), но есть и лирика. Яркий представитель лирической тематики — Джино Северини. Его работа «Голубая танцовщица» перекликается тематически (но не композиционно) с произведением Эдгара Дега «Голубые танцовщицы» (и висят рядом). Кстати, у Северини действительно ОДНА танцовщица. Джорджо Моранди лирика тоже не чужда. Примером является его картина «Розы» . Интересно, а работа Карло Карра «Любовница инженера» — это лирика или урбанизм? Я также обратила внимание на то, что на выставке представлена одна работа Амадео Модильяни «Портрет художника Фрэнка Хэвиленда».
Ксения Хауснер — это современная австрийская художница. На её картинах доминируют женщины (феминистка, что ли?). Женщины у Хауснер выступают представительницами всех гендеров. Оригинально. Начинается выставка с автопортрета художницы под названием «Выстрел в голову» . «Я рисую выдуманные истории, которые зритель может сопоставить с собственной жизнью» — это её слова. Ничего себе заявочки! Под впечатлением этого автопортрета я и другие её работы смотрела. Для наименования своих картин Хауснер часто использует названия фильмов и книг.
Из французских гравюр мне понравилась одна под названием «Корни» .
В 2022 году прошла грандиозная выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых». Море импрессионизма! Отдельные залы посвящены картинам Сезанна, Боннара и группы «Наби», Ван Гога, Гогена, Мориса Дени, а также фовизму. Портрет Михаила Морозова написан Валентином Серовым . Михаил Морозов покупал как полотна модных салонных художников, так и картины постимпрессионистов, не получивших признания у себя на родине. Благодаря Михаилу Морозову в России впервые оказались картины Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Эдварда Мунка. Михаил Морозов меньше всего думал о капиталовложениях в картины, он планировал передать свою коллекцию в дар Третьяковской галерее. Внезапная смерть помешала Михаилу Морозову воплотить свой замысел в жизнь, но в 1910 году его вдова исполнила его волю — передала его коллекцию в дар Третьяковской галерее.
В жизни Ивана Морозова существенную роль сыграла его дружба с художниками — Сергеем Виноградовым, Валентином Серовым и Константином Коровиным, у которого он брал уроки рисования. Портретный жанр стал для Морозова наиболее близким в импрессионизме. Его портрет Константин Коровин написал в течение двух часов. Серов тоже написал портрет Ивана Морозова . Коллекция Ивана Морозова была национализирована в 1918 году. В следующем году Иван Морозов с семьёй покинул Россию.
В начале 2023 года я заинтересовалась выставкой . Оказывается, именно так Франсиско Гойя собирался назвать серию своих офортов. В результате название офорты получили другое, а идея Гойи подарила название выставке в Пушкинском. Выставка рассказывает о многообразии человеческого общения и культур. Культуры представлены портретами и бюстами. У людей не только тысячи языков (на сегодняшний день 7151 и 142 языковые семьи), но и миллиарды лиц. Меня заинтересовали головы бодхисаттвы Гуаньинь эпохи Тан (VII-IX века) — и . Пригодился потрет Лукаса Кранаха Старшего «Портрет рыжеволосого мужчины с бакенбардами» . Многоязычие представлено как разнообразными письменностями с традициями, так и совсем молодыми языковыми системами, возникшими всего несколько десятилетий назад. Интересными показались берестяные грамоты из Новгорода второй половины XIV века , артефакты на тему повседневных договорённостей.
Я обрадовалась, увидев экспонаты, которые могу прочитать, — хангыль (корейский язык) , псалом благодарения, написанный на итальянском и на иврите, Большой «Канон врачебной науки» Авиценны на иврите, китайское иероглифическое письмо . Меня восхитили китайские изделия в виде иероглифов — чайник и подсвечник в разделе «Благопожелания».
В зале, посвящённом священным книгам, узнала о существовании лондонской полиглотты — тексты и переводы Библии на девяти языках .
Целый зал посвящён Вавилонской башне — её строительству (неизвестный художник), её существованию («Башня Бела», Мишлено, XVIII век) и (Ян Лёикин, XVII век) и её разрушению (неизвестный художник).
Отдельные залы посвящены путешествиям и дипломатии, как искусству коммуникации. Оказывается, Питер Пауль Рубенс был не только известным художником, но и дипломатом. Приятный его портрет с сыном Альбертом .
В середине 2023 года в Галерее прошла очередная грандиозная выставка — «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с западным искусством». Три этажа, известные французские (и другие западные) — Пикассо, Мунк, Тулуз-Лотрек, Гоген, Ван Гог, Сезанн, Матисс, Моне, Ренуар, Дега — и русские фамилии — Коровин, Серов, Борисов-Мусатов, Фальк, Малевич, Ларионов, Петров-Водкин, Пётр Кончаловский, Нестеров, Мартирос Сарьян, Врубель, Родченко, Павел Филонов. Молодые русские художники, успешно окончившие учебные заведения, получали возможность провести несколько лет за границей. Меккой искусства был Париж, куда попали Перов («Парижская шарманщица»), Репин, Поленов и даже Виктор Васнецов, хотя стипендиатом не был. Он, оказывается, не только сказочник. На выставке была представлена его работа «Балаганы в окрестностях Парижа».
В начале 1870-х годов необходимость создания нового объединения, альтернативного парижскому Салону, стала основной причиной появления на свет Анонимного общества художников и скульпторов, создатели которого стали впоследствии известны как импрессионисты. Некоторым художникам были посвящены целые залы, например, «Ван Гог и вангоговский след», «Здравствуй, Сезанн! Славный дедушка!» и другие. Зал Сезанна открывается его автопортретом . Я люблю автопортреты.
Были представлены и скульптуры. Например, работа Конёнкова «Великосил» .
Глаз выставка порадовала. Я выделила четыре прекрасные картины, которые раньше не видела, — «Дама, играющая зонтиком» Репина , «У окна» Серова , «Портрет Марты Дени, жены художника» Мориса Дени и «Белые кувшинки» Клода Моне .
Одновременно с выставкой «После импрессионизма», но в главном здании, прошла выставка «Салоны Дидро». Философ, писатель, учёный-энциклопедист, в этих Салонах Дени Дидро выступает как критик. На выставке представлен его мраморный бюст , выполненный художницей мари Анн Колло. Его слава распространилась далеко за пределы Парижа. Екатерина II состояла с ним в переписке и прислушивалась к его советам при покупке произведений искусства. А вот и её портрет в виде барельефа , выполненный неизвестным художником.
Ещё один мыслитель — скульптурный портрет Вольтера работы Гудона .
К работе над Салонами Дидро приступил в середине XVIII века. Помимо картин и скульптур на выставке были представлены каталоги Салонов и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция». Выставка начинается с изображения картинных галерей. Я обратила внимание на то, что среди посетителей картинных галерей обязательно присутствуют собаки . Можно представить, что я приду в Музей изобразительных искусств имени Пушкина с собачкой? К сожалению, нет. Изучили бы картины своих выставок, господа искусствоведы, и сделали бы правильные выводы.
Большинство фамилий мне незнакомы, за исключением Рубенса, Фальконе, Верне. Понравилась картина «Отдых на пути в Египет» Ресту .
Достойна внимания картина «Леонардо да Винчи, умирающий на руках Франциска I» Макре .
В самом начале 2024 года в Галерее закончилась выставка «Образы Испании. Русское искусство XIX-XXI веков». Собственно, перед самым окончанием я её и посетила. Она состояла из семи блоков — Желание быть испанцем, Письма из Испании, В поисках испанского характера, Герои и персонажи, «Размышления о Дон Кихоте (это самый мной не любимый персонаж), От драмы к трагедии, Испанский миф. На выставке были представлены не только работы художников, включая Кукрыниксов («Дон Кихот»), но и, к моему удивлению, поэта Максимилиана Волошина («Испания. Ручей», «Монастырь у чёрного озера», «Испания. У моря») и режиссёра Сергея Эйзенштейна («Дайте волю!», «Бомбы», «Terror. Spain (Ужас. Испания)»). Испанию посещали Репин, Коровин (не часто встретишь «Испанка на балконе», «Испанский кабачок»), Серов (не часто встретишь «Тореадор. Андалузия», «Дон Кихот и Санчо Панса»), Лев Бакст (не часто встретишь «Портрет молодого человека в костюме испанского тореадора»), Головин, Суриков, Пётр Кончаловский (понравились «Матадор», «Испанский танец», «Бой быков»), Остроумова-Лебедева, Михаил Ларионов (не часто встретишь «Испанка»), Наталья Гончарова (очень понравились «Испанка с веером» , «Испанка (Испанская танцовщица»), «Испанка. Эскиз костюма» , «Испанский костюм» ), Яковлев, Клейн, Судейкин (не часто встретишь «Рыцари. Эскизы мужских костюмов к спектаклю «Обращённый принц по пьесе Е.А. Зноско-Боровского», «Тореро. Эскиз мужского костюма к спектаклю «Обращённый принц по пьесе Е.А. Зноско-Боровского»), Фальк (не часто встретишь «Бандиты. Эскиз мужских костюмов к спектаклю «Испанцы» по пьесе М.Ю. Лермонтова), Клюн («Налёт. Испания»), Адливанкин («No pasarán! (Они) Не пройдут! (Портрет сына)»). Все их работы представлены на выставке. Заканчивается выставка работой 2002 года современных художников Виноградова и Дубосарского «Салют, Испания!», на которой мы можем встретить всех испанцев, которых знаем .
В середине 2024 года в галерее одновременно проходили две интересные выставки — «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» и «Живой потрет Волос в волос. Механическое рисование».
Кто такая Варвара Степанова? Честно говоря, я ничего о ней не знала. Но её статус жены Родченко и известные фамилии её подруг (Веры Мухиной, Надежды Ламановой, художниц младшего поколения) заставили меня посетить новую выставку. Выставка посвящена работам женщин-художниц, творчество и судьбы которых пересекались в 1910-1930-е годы.
Вот автопортрет Варвары Степановой .
Неожиданно понравилась работа Любови Поповой «Конструкция с белым полумесяцем» в стиле конструктивизма. В стиле конструктивизма работала и Варвара Степанова. Вот одна из её работ: «Две фигуры». Если я скажу, что она была театральным художником, это будет перебор. Но известна её сценография к спектаклю по пьесе Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в театре Мейерхольда. На выставке представлены реконструкции её костюмов к спектаклю . В дальнейшем Варвара Степанова и подруги разрабатывали эскизы новых советских тканей и спортивные костюмы, реконструкция которых была представлена на выставке , . Мухина и Ламанова в 20-е годы ХХ века увлеклись идеей создания нового доступного платья для советских женщин, реконструкцию которого можно было увидеть на выставке .
Ещё Варвара Степанова иллюстрировала книги , в том числе и рукописные, создавала обложки для журналов, часто вместе с Родченко. Потом она увлеклась фотографией, посчитав, что требование документальности является типичным для её времени.
Выставка «Живой портрет...» демонстрировала искусство силуэтного портрета, ставшего популярным в Европе, особенно во Франции, среди знати в XVIII веке. Профили, изготовленные при помощи портретной машины, считались копией реальности , как позже фотография. Художник-силуэтист Сидо был приглашён из Франции для изображения Екатерины II . Немец Иоганн Фридрих Ахтинг изобразил Петра I и Потёмкина .