Музей русского импрессионизма

  19-12-2023

Я в этом музее бываю часто. Он открылся в 2016 году на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Под музей был переоборудован фабричный склад муки и сахара.

Само здание музея представляет собой цилиндр .

В 2021 музей порадовал потрясающей выставкой «Другие берега». Имеются в виду берега Америки, где 100 ведущих российских художников в 1924 году выставляли свои картины с целью улучшить своё материальное положение после Гражданской войны . Многие художники всем известны (Лев Бакст, Николай Богданов-Бельский, Исаак Бродский, Виктор Васнецов, его младший брат Аполлинарий Васнецов, Сергей Виноградов, Пётр Кончаловский, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Валентин Серов, Константин Сомов, Константин Юон), о некоторых я даже не слышала (например, Архипов, Белкин, Масютин ( это его автопортрет) и многие другие).  Наряду с живописью были представлены графика, фарфор, скульптура, в частности, работа первой русской женщины-скульптора Анны Голубкиной. Из организаторов вернулся из заграницы только Игорь Грабарь, большую выставку картин которого я видела в 2021 году в Русском музее в Санкт-Петербурге. Одно время мне не нравились его картины. Может, и американским знатокам не понравились?

Выставка занимала два этажа, причем один этаж («Другие берега. Гипотезы») представлял собой картины, которые не могут быть безоговорочно причислены к нью-йоркским экспонатам. Это связано со сложными отношениями участников с советским правительством, в результате чего ряд документов, возможно, был просто уничтожен, названия упрощались, даты не ставились вовсе.

В 2022 году я посетила выставку с интересным названием . Почему на телеге? Дело в том, что в 20-х годах ХХ века организаторы-энтузиасты решили познакомить публику с современным искусством. Они собрали более 300 картин и двинулись на лошадях и телегах по городам и сёлам Вятской губернии. Осенью дороги развезло, и они оставили картины в городе Яранске. Надеялись, что до весны. Оказалось, до XXI века.

В конце 2022 года прошла выставка «Точки зрения». Идея выставки — сопоставить портреты и автопортреты известных и не очень известных художников. Рядом с каждым портретом — фотография художника. Получилось интересно. Правда, много незнакомых лиц. Количеством своих автопортретов отличилась Зинаида Серебрякова . А её портрет набросал только художник Георгий Верейский . Он же нарисовал Кустодиева.

Зато Шаляпина хотели нарисовать очень многие. Почему-то мы знаем только портрет кисти Кустодиева . Если бы я увидела такой портрет , я бы даже не поняла, что это Шаляпин. Портрет Коровина тоже не особо узнаваем . Портреты и автопортреты Фёдора Шаляпина, в том числе скульптурные, занимали отдельный зал выставочной экспозиции.

Интерес вызвал автопортрет Максимилиана Волошина. Поэт и философ  оказался ещё и художником. С оригиналом однако сходства мало

Восхитила идея натюрморта с автопортретом, как это сделал Николай Шестопалов .

Выставка «Точки зрения» была не последней в 2022 году. Закончился год интересной выставкой . Александр Савинов (1881-1942) — это один из представителей Саратовской школы живописи. Почему мы не знаем об этой школе в отличие от «Бубнового валета», передвижников и других известных объединений художников? Ясно обозначенной повестки или манифеста саратовцы не создали. Но фамилии некоторых известны известны: Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, например. Их картины тоже были представлены в спецпроекте к выставке. Например, «Девушка в чёрном платье» Петрова-Водкина . Или его же картина «Христос-сеятель» .

Сам Савинов писал пейзажи и портреты. Его пейзажи мне не понравились, а вот портреты очень, в том числе и портреты голубей, и белого мула на фоне моря . От его «Портрета жены»  я не могла оторвать взгляд. Настоящая красавица! Савинов написал несколько автопортретов — ,  и, наконец, «Старик» (тоже автопортрет художника) . Кстати, этот автопортрет является фрагментом картины «В парке культуры». Только на картине на коленях у старика собачка, а на автопортрете собачка замазана. Есть и портрет Савинова кисти художника Фалилеева . Самой значимой картиной Савинова считается картина «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице». Я опять восхищалась каждой купальщицей в отдельности, в портретном изображении, а не картиной целиком.

Я искала ответ на вопрос, почему выставка называется «Миражи»? Оказывается, картины Савинова подобны миражам: за ажуром листвы и цветов скрываются прозрачные фигуры. Я же обращала внимание на портреты как таковые.

2023 год начался с выставки «Отличники». Она посвящена пенсионерским поездкам русских художников за границу в период с 1840-х годов и до 1917 года. Пенсионерами тогда называли самых перспективных выпускников — отличников — Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Пенсионеров-отличников отправляли по окончании учёбы в Европу для усовершенствования в искусстве. На выставке представлены работы как известных художников (Репина, Поленова, Айвазовского, Генриха Семирадского, Кустодиева, Исаака Бродского, Александра Савинова, Николая Ге) , так и абсолютно неизвестных (Кившенко, Демьянова, Яковлева и многих других).

Картины известных художников редкие, практически не встречающиеся на других выставках. Например, «Часовня на берегу моря» Айвазовского , «Танцовщица в кабаре»  или «Карлик. Копия картины Диего Веласкеса «Дон Севастьяно де Морра» Кустодиева, «Портрет Максима Горького» Исаака Бродского.

На третьем этаже были представлены работы европейских художников, представителей барбизонской школы, тоже отличников. Для меня, к сожалению, все фамилии были незнакомые.

В середине 2023 года музей порадовал выставкой «Выбор Добычиной». Надежда Евсеевна Добычина была родом из еврейской семьи. Она родилась в провинции и не имела специального художественного образования. Однако она вращалась в кругах состоятельных и близких к власти людей, писателей и музыкантов.

На выставке были её портреты кисти Николая Бенуа , а также Константина Сомова, Роберта Фалька и Александра Головина.

Добычина приняла Октябрьскую революцию и не эмигрировала. Оставаясь беспартийной, она сотрудничала с советскими музеями, что позволило ей уберечь собственную коллекцию от национализации. Ещё в 1911 году она открыла в Санкт-Петербурге Художественное бюро и помогала художникам организовывать их выставки. За восемь лет работы Художественного бюро (оно было закрыто в 1919 году) было организовано около 30 выставок и показаны картины более 300 авторов.

Современная выставка состоит из двух разделов — «Выбор Добычиной. Коллекция и выставки» и «Выбор Добычиной. Неслучившееся».

В разделе «Коллекция и выставки» радовали знакомые фамилии — Фальк, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Петров-Водкин, Лев Бакст, Кустодиев, Мартирос Сарьян, Грабарь, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Марк Шагал. Были и незнакомые фамилии. Со многими художниками Добычина была дружна или сотрудничала. Я обратила внимание на картину Николая Рериха «Гнездо преблагое» . Понравилась Наталия Гончарова — «Богоматерь на престоле с предстоящими»  и «Изгнание из рая» .

Почему второй раздел называется «Неслучившееся»? Дело в том, что у Добычиной было много планов. Она мечтала показать в своём Бюро персональные выставка Льва Бакста, Николая Рериха, Кандинского, Судейкина, Пикассо, других художников, а также выставки французского, испанского, японского и даже персидского искусства. Этим планам не суждено было сбыться. Раздел «Неслучившееся» позволяет представить, что могли бы увидеть посетители этих неслучившихся выставок. В разделе представлены картины Николая Рериха, Кустодиева, Фалька, Бакста, Судейкина. Сохранилась программа планировавшейся выставки японского искусства. Кое-что представлено в разделе «Неслучившееся». Например, «Продавец цветов» Огата Гэкко . С несостоявшейся персидской выставки представлены две очень яркие картины. Одна из них называется «Женщина со служанкой» .

Заканчивал 2023 год музей прекрасной выставкой «Автор неизвестен. Коснуться главного», занимающей, как обычно, первый и третий этажи. В отличие от авторских картин безымянные полотна редко покидают запасники. Но я полностью согласна с мнением, что по исполнению они часто не уступают признанным шедеврам. Мне понравились многие натюрморты (, «Натюрморт с глиняной посудой» ), пейзажи, портреты («Портрет неизвестной в черном платье», ), картины на бытовую тематику («Карнавал» , «Игрушки» , «Кафе» , «В парке»). Есть несколько причин, почему картины не имели авторства. Например, члены группы Казимира Малевича «Уновис» (Утвердители нового искусства) пропагандировали сознательный отказ от авторства. Нечто подобное было и в кругу Петрова-Водкина. Вот картина неизвестного художника его круга «Женщина в голубом перед цветком» . Так же поступали и некоторые художники мастерской Ильи Репина, школы Павла Филонова. Некоторые работы известных сегодня авторов числились анонимными — Василия Кандинского, Николая Милиоти («Общество в ресторане», «Портрет Александры Боткиной»), Роберта Фалька («Овощи и синяя ваза» , «Девочка в кресле» , «Портрет цирковой артистки»), Ивана Клюна, Давида Бурлюка и других. Не всё понятно и с родственными связями. Так, картина «Интерьер мастерской И.И. Машкова» ранее приписывалась самому Илье Машкову, а потом выяснилось, что автор картины Мария Машкова-Данилова.

Выставка сформирована в соответствии с основными визуальными категориями — колорит и свет, форма, композиция, фактура, точка и линия, звук и движение. Многое можно попробовать самим. Например, включить свет — холодный или тёплый — и  оценить световые эффекты. Собрать палитру цветов. Построить из кубиков дом или любую конструкцию. Проверить свои тактильные ощущения. Услышать звук картины, наступив на следы перед ней («Девушка с коромыслом» ). Раньше такие интерактивные выставки были только в Еврейском музее.