Третьяковка

  02-05-2024

Третьяковку знают все. С конца XIX по конец ХХ века у неё был только один адрес — Лаврушинский переулок. В 1998 году открылась Новая Третьяковка — на Крымском валу, и возможность посетить хорошие выставки удвоилась. Несколько раз в год и старая, и новая Третьяковки предлагают прекрасные выставки, которые никак нельзя пропустить.

В середине 2021 года Новая Третьяковка порадовала грандиозной выставкой «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Название немного лукавое — на самом деле, на выставке преставлены работы не только русских (Айвазовский, Брюллов, даже наш современник Эрик Булатов) и немецких художников (Керстинг), но также итальянских и французских. Многие из этих художников не на слуху, но и они видят мир глазами романтиков. Выставка построена в форме лабиринта, в центре которого творчество четырех художников — Алексея Венецианова, Александра Иванова, Каспара Давида Фридриха и Карла Густава Каруса.

На этом новая Третьяковка не остановилась и осенью предложила выставку картин Юрия Пименова. Это первая персональная выставка художника в залах Третьяковки. Юрий Пименов очень советский художник, рисовавший, в основном, производственные и спортивные достижения нашей страны. Он очень любил рисовать заводских и фабричных женщин — упитанных и здоровых ударниц. Внешность его совершенно не интересовала. Вот его картина «Фабричные женщины»: .  По мнению Пименова, советские работницы умели не только хорошо работать, но и культурно отдыхать. Вот его картина «Работницы в ложе театра» . А в 1937 году Пименов считал, что Москва стала новой и в ней женщины водят машину. Его картина так и называется — «Новая Москва» . Где он такую Москву увидел? Его идеология четко прослеживается в картине «Героиня нашего и не нашего экрана» . Такого художника страна с удовольствием посылала на международные выставки. Правда, со временем он от экспрессионизма перешёл к импрессионизму, но для меня по-прежнему остался советским художником.

В начале 2022 года я посетила в Новой Третьяковке выставку «Михаил Врубель»  (это его автопортрет). На выставке были представлены как живописные работы художника, так и скульптура, и графика. Наконец-то я поняла, что его знаменитые демоны — это не дьявол, а душа художника. Интересна история скульптуры «Роберт и монахини» . Композиция была создана художником в 1896 году на сюжет из оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол». Она представляет одну из сцен оперы, когда духи зла в облике монахинь увлекают Роберта в подземелье. На самом деле Роберт — это сам художник в образе своего демона. Он не зло, он душа. Монахини — это его жена актриса и певица Надежда Забела-Врубель.

Летом 2022 года я открыла для себя новое имя — Генрих Семирадский . Не такой уж незначительный художник, оказывается. Выставка его картин и картин его учеников называлась «Генрих Семирадский. По примеру богов» . Художник с польскими корнями принадлежал как к польской, так и к русской культуре: он учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, участвовал в академических выставках, перезахоронен в Кракове. Генрих Семирадский обращался к древнегреческой и древнеримской мифологии, а также к евангельским сюжетам.

В начале 2023 года Новая Третьяковка порадовала выставкой «Скульптор Шадр», посвященной 135-летию со дня его рождения. Предваряет выставку «Портрет скульптора Шадра» работы художника Михаила Нестерова . В экспозиции представлены произведения скульптуры и графики. Оказывается, Шадр — это псевдоним. Я всегда считала его хрестоматийным представителем соцреализма, автором памятников Ленину, Горькому и булыжнику — орудию пролетариата. Но оказывается, у него есть и лирика. Вот, например, его скульптура «Любовь» . А вот серия графических работ — «Обнажённая с флейтой», «Девушка с мячом» (кстати, тоже обнажённая), «Обнажённая на камне». Странное у него однако представление об обнажённой женщине. Когда я обнажена, мне меньше всего хочется играть на флейте или в мячик, а тем более восседать на камне. Ну, вредно же. И чревато. Цистит заработать можно. Многие замыслы Шадра не были воплощены в скульптуре, так и остались на бумаге. Но надгробный портрет Алилуевой он изваял . Правда, восторг у меня вызвала совсем другая работа — модель для надгробия Екатерины Немирович-Данченко, жены режиссёра .

В середине 2023 года в Новой Третьяковке шли одновременно четыре выставки, которые показались мне интересными.

На выставке «Увидеть неизвестное» были представлены живопись и скульптура XVII-XXI веков из фондов Третьяковской галереи. Большинство работ действительно принадлежали неизвестным авторам или сами были неизвестны, хотя принадлежали знаменитым художникам. Я не знала, что у Маковского есть картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» , а у Кандинского картина «Озеро», у Нестерова картина «Молчание» , у Малевича картина «Сёстры» .

Почему-то в неизвестные попали известные картины — «Спящие дети»  Перова, «Стрекоза»  Поленова, «Гитарист»  Тропинина, «Сенокос» Гончаровой.

Выставка была разбита на разделы по жанровому признаку: архитектурные виды и изображения городов, интерьер, бытовой и исторический жанры, скульптуры. Библейские сюжеты в отдельный жанр не выделялись, но они были представлены в достаточном количестве. Например, «Встреча Марии с Елизаветой», «Максим Блаженный» . Обе картины датируются XVIII веком, художники неизвестны.

Улыбку вызвала бытовая картина современного художника Гелия Коржева «Адам Андреевич и Ева Петровна» .

Скульптуры в основном представляли собой портреты известных личностей — Пабло Пикассо , Андрей Вознесенский, читающий «Треугольную грушу»  (на мой взгляд, скорее шарж), Екатерина II  Бартоломео Кавачелли, граф Григорий Орлов  Федота Шубина, император Александр I , Мефистофель  Марка Антокольского, Ниночка  Сергея Конёнкова, Шопен .

Вторая выставка — «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Новые поступления». Предыдущая выставка поступлений графики ХХ века прошла в Третьяковке в 2003 году. Новая выставка представляет 250 работ, поступивших в галерею за последние 20 лет. Самые ранние произведения относятся к 1910 году, самые молодые — к 2020. Я не очень большой любитель графики, но некоторые работы показались мне интересными. Во-первых, женские фигуры — «Актриса»  Надежды Тимофеевой, «Женский образ»  Ростислава Барто, «Икона»  Олега Кудряшова, «Лиля Брик»  Фёдора Платова.

Понравились работы «Очередь за новостями»  Черёмушкина, «Два Христа»  Ливанова.

Восхитила техника силуэта Ивана Голицына . Как представитель древнего рода и потомственный художник, он считает себя обязанным сохранять и популяризировать дело предков. Серия силуэтов незабытых предков рассчитана на вариативное освещение. Благодаря прорезям рядом с портретом на стене появляется теневая проекция парного персонажа. Изображения как будто разговаривают друг с другом . Его отец Илларион Голицын был представлен на этой выставке со своим автопортретом .

Третья выставка называлась «Николай Вечтомов. К 100-летию художника». Почему-то «расширенная» экспозиция состояла всего из шести работ. Все они выполнены в одной манере и в тех же цветах. Вот «Жители планеты Х» .

Четвёртая выставка называлась «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Лестница в искусстве». В 2020 году Шемякин выпустил двухтомное издание «Лестница в искусстве», в которое вошло около 800 изображений. Оказывается, лестницы могут быть самые разные — «Метро»  Александра Лабаса, «Ковровая дорожка» Бориса Орлова, «Мост в Вико»  Николая Ге, серия «обувных» лестниц .

В конце 2023 года Новая Третьяковка показала выставку «Николай Рерих». Портрет Николая Рериха на выставке принадлежит кисти Бориса Григорьева . В своё время я изучала его творчество и творчество его семьи. Но выставка продемонстрировала такие грани художника и мыслителя, которые были мне неизвестны. Оказывается, Николай Рерих работал для театра. На выставке было представлено панорамное полотно театрального задника, выполненное Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона «Русского балета Сергея Дягилева». Размер полотна 10 × 23 метра. Оно было приобретено Третьяковской галереей и привезено в Москву из заграницы в 2021 году.

Мне понравился эскиз костюма к постановке пьесы Островского «Снегурочка» .

Впервые был представлен иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери, усыпальницы Каменских. Иван Каменский был купец и меценат. Скорее всего, по его заказу Рерих создал иконы для фамильной церкви Каменских в Успенском женском монастыре Перми. Иконостас состоит из десяти секций — Предстоящие, Архангел Гавриил, Богородичные праздники к иконе «Богоматерь Казанская», центральный образ — икона «Богоматерь Казанская», царские врата с изображением Благовещения и четырёх евангелистов (левая створка), царские врата с изображением Благовещения и четырёх евангелистов (правая створка), Надвратная сень, Спас Нерукотворный , Архангел Михаил, Предстоящие.

Рерих, как настоящий человек мира, с одинаковой любовью изображает как христианские святыни — «Спас Нерукотворный» , «Пантелеймон-целитель» , «Святой Сергий» , так и другие — «Моисей-водитель» , горельеф головы Будды , индуистское божество Кришну ,

Две другие части выставки знакомят с российским и восточным творчеством Рериха. Российский период сгруппирован по следующим разделам: «Язычество», «Начало Руси», «Святость», «Бой земной и небесный». Восточный период включает разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока», «Майтрейя (Будда грядущего)» . 

Всего на выставке было представлено 100 произведений живописи и графики. Экспозицию дополняют каменные идолы и книги Рериха о путешествиях и археологии, а также его философские труды. Большое внимание уделялось высказываниям Рериха о культуре. «Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре». Интересно, знают ли об этом профессиональные клеветники, занимающие должности за счет инсинуаций и наветов? Не думаю.

В начале 2024 года открылась небольшая выставка «Великолепные очевидцы: Время и люди. 1910-1930-е». Великолепными очевидцами на выставке выступают и авторы портретов, и их модели — писатели, режиссёры, деятели культуры. Так,  Михаил Ларионов изобразил Наталью Гончарову (дважды), Анненков — Замятина , он же — Бабеля , Есенина , Эйзенштейна и А.Н. Толстого , Кукрыниксы — Татлина. Художник Тырса написал два портрета Ахматовой: , . Понравились портреты Андрея Белого , Бальмонта , Чуковского , Луначарского, Таирова, Маяковского. Сопоставляются портреты, сделанные в разные годы и разными авторами, например, портреты Пастернака, Мейерхольда. Были и скульптурные портреты. Так, бюст Николая Гумилёва  соседствовал с его портретом работы Михаила Ларионова  и другого менее известного художника , две скульптуры Велимира Хлебникова ( и ) соседствовали с его портретом . Представлено несколько непортретных картин, например, Филонова: «Головы. Первая симфония Шостаковича» (почему?) , «Композиция с шестью лицами» (тоже Шостаковичем навеяна?)  и другие. Его портреты тоже были представлены.

Я люблю автопортреты. С удовольствием посмотрела автопортреты Анненкова , Петрова-Водкина , Клюна , Михаила Ларионова . Автопортреты сопоставляются с портретами. Так, автопортрет Лисицкого  («Конструктор») сопоставляется с портретом Кукрыниксов , автопортрет Малевича  с его же портретом не очень известного художника .  

Перед Первым мая у здания Новой Третьяковки начинают работать фонтаны .

Старая Третьяковка в Лаврушинском переулке располагается в двух корпусах — Инженерном и Историческом. По мере роста коллекции к жилой части особняка Третьяковых пристраивались помещения, специально предназначенные для произведений искусства.

Чаще всего выставки проводятся в Инженерном корпусе. 2021 год порадовал выставкой «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина».  Вот его автопортрет . Несколько картин написаны его учениками. Наряду с крестьянской тематикой Венецианов отображал религиозную тематику и обнаженные натуры. Позировали ему крепостные крестьянки. И хотя изображать они должны были греческих богинь, в их позах ощущаются зажатость и неуверенность. Вот, например, «Вакханка»

Александр Бенуа говорил о Венецианове так: 

Одновременно с выставкой картин Венецианова в Историческом здании Третьяковки проходили две другие выставки — «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» и «Илья Репин: известный и неизвестный».

Выставка «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» — это практически квест Третьяковки. 20 картин разбросаны по разным залам Исторического здания, как на первом, так и на втором этажах, и найти их очень непросто. Идея проекта — показать, как отрицательно были встречены современниками эти работы, и как поменялось представление об этих отвергнутых картинах спустя десятилетия. Речь идёт как об известных картинах известных художников (например, «Боярыня Морозова» Сурикова), так и о неизвестных картинах известных художников (например, «Тайная вечеря» Николая Ге , на которой сакральный евангельский эпизод представлен как сцена из обычной жизни, или «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова , или «Город строят» Николая Рериха ), а также о неизвестных картинах малоизвестных художников (например, «Вихрь» Филиппа Малявина , который избразил пьяных баб).

Выставка картин Репина занимает всего два зала и охватывает чуть более 30 работ. Представлены, в основном, портреты и фрагменты картины «Иван Грозный и сын его Иван». Уместно смотрится и «Портрет Репина» работы Михаила (Моисея) Блоха .

В Историческом здании тоже проводятся интересные выставки. Само здание построено в русском стиле. Перед зданием — памятник Третьякову . В 2022 году я посетила в этом здании выставку «Александр Иванов. Библейские эскизы. Евангельские мотивы». Конечно, всё крутилось вокруг картины «Явление Христа народу». Я не так давно узнала, что Иванов рисовал Гоголя для этой картины. Мужчина в красном хитоне справа — это Гоголь. Неслучайно в одном из трёх залов бюст Гоголя .

Акварельные эскизы представляют собой подготовительные работы и имеют самостоятельную ценность как шедевры акварельной живописи. Есть и автопортрет Иванова . В камне (работа Гульельми) он совсем другой, старше .

Меня удивило, что в 2023 году Историческое здание предложило выставку «Александр Иванов. На пути к храму». Те же залы. В центре опять «Явление Христа народу». Старая выставка изменилась очень незначительно, и я считаю это обманом. Элементам большого полотна посвящено полтора зала. Вот «Фигура Христа»  и «Голова Христа» .

Целый зал посвящён карандашным композициям из цикла «Сотворение мира». Я бы выделила эскизы неосуществлённого запрестольного образа «Воскресение Христово» в Храме Христа Спасителя в Москве в середине XIX века. Мне понравился эскиз «Вознесение праведных» .

2022 год закончился выставкой «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». В 2021 году я посетила большую выставку Грабаря в Русском музее Санкт-Петербурга, которая проходила одновременно с большой выставкой Шишкина. Картины Грабаря показались мне примитивными, а он сам больше администратором, чем художником. За это время я узнала, что Грабарь считается вовсе не примитивистом, или наивистом, а русским импрессионистом. Чтобы убедиться в этом, я пошла в Третьяковку.

Выставка в Третьяковке гораздо больше, чем выставка в Русском музее. Она занимала два этажа. На ней были представлены не только картины из Третьяковки и Русского музея, но также произведения из 13 региональных музеев, 14 частных коллекций и несколько картин из Национального художественного музея Республики Беларусь.

Выделила для себя наиболее яркие импрессионистские картины — «Золотые листья»  и «Иней» . По-моему, картины написаны одинаково, только цвета разные.

Очень симпатичной показалась импрессионистская картина «Дорожка в усадьбе» . Только почему дорожка? Это же розовый плющ!

Оказывается, Грабарь увлекался и портретами, и автопортретами. Вот он сам с палитрой и в белом халате , вот в шубе . А таким его увидел художник Филипп Малявин .

Его любимыми художниками были Илья Репин и Валентин Серов, а на выставке были представлены работы его учеников — Петрова-Водкина, Фалька, Наталии Гончаровой, Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Кандинского.

Грабарь почти всю жизнь был связан с Третьяковкой и даже был её директором.  

По личным причинам я не могла пройти мимо картины Грабаря «Дама с собачкой» .

После выставки в Русском музее я решила, что на Грабаря больше не пойду. Но я совсем не жалею, что побывала на выставке в Третьяковке.

В Историческом здании Старой Третьяковки уже восемь лет подряд проводится фестиваль камерной музыки VIVARTE. Я попала только на Восьмой, в 2023 году. Программа из двух отделений включала пьесы для клавира Куперена, пьесы для клавира Рамо, квинтет для фортепиано и струнных Вьерна, концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Шоссона. Изумительная музыка! Только минор Вьерна тяжеловат. Обычно VIVARTE объединяется с художественной программой. Девиз программы VIVARTE-2023 — «Авангард — точка схода». Перед началом концерта в зале Врубеля были представлены четыре авангардистских работы из запасников Третьяковки. Я не знала ни работы, ни авторов. Зато в перерыве прошлась по залу Врубеля. Обратила внимание на две его работы — «Голова Христа»  и «Философия» . Христос у него, конечно, демонический. Все остальные его работы мне знакомы.

2023 год закончился выставкой работ Николая Милиоти. Не могу сказать, что я хорошо знакома с его творчеством, но некоторые его работы встречала на других выставках. Выставка его работ в Третьяковке была приурочена к 150-летию со дня рождения художника. Его учителями были Серов, Коровин, Левитан. У Милиоти много автопортретов. Часть из них — разновозрастных живописных и графических — представлена на выставке. Вот автопортрет 1918 года . А это — автопортрет 1942 года . Оба графические. А вот живописный, 1940-е годы . В 1920 году он покинул родную Москву и связал свою жизнь с Парижем. 

Милиоти писал не только свои портреты. Я обратила внимание на некоторые портреты его кисти на выставке. Портрет Тэффи , с которой художник был знаком и находился в дружеских отношениях. Портрет Марины Цветаевой  предположительно написан в Берлине. Мне также очень понравился Портрет неизвестной  работы художника. Понимаю Милиоти. Я бы тоже на неё обратила внимание.

Кстати, Николай Милиоти — это представитель художников Серебряного века. Не случайно рядом с его выставкой находились залы героев и современников Серебряного века. Все фамилии, конечно, известные. Не знала, что у Шагала есть работа «Часы» . Оказывается, не только у Дали.

Накануне Нового года перед зданием Старой Третьяковки всегда стоит ёлочка .