Новая Третьяковка

  17-10-2025

В середине 2021 года Новая Третьяковка порадовала грандиозной выставкой «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Название немного лукавое — на самом деле, на выставке преставлены работы не только русских (Айвазовский, Брюллов, даже наш современник Эрик Булатов) и немецких художников (Керстинг), но также итальянских и французских. Многие из этих художников не на слуху, но и они видят мир глазами романтиков. Выставка построена в форме лабиринта, в центре которого творчество четырех художников — Алексея Венецианова, Александра Иванова, Каспара Давида Фридриха и Карла Густава Каруса.

На этом новая Третьяковка не остановилась и осенью предложила выставку картин Юрия Пименова. Это первая персональная выставка художника в залах Третьяковки. Юрий Пименов очень советский художник, рисовавший, в основном, производственные и спортивные достижения нашей страны. Он очень любил рисовать заводских и фабричных женщин — упитанных и здоровых ударниц. Внешность его совершенно не интересовала. Вот его картина «Фабричные женщины»: .  По мнению Пименова, советские работницы умели не только хорошо работать, но и культурно отдыхать. Вот его картина «Работницы в ложе театра» . А в 1937 году Пименов считал, что Москва стала новой и в ней женщины водят машину. Его картина так и называется — «Новая Москва» . Где он такую Москву увидел? Его идеология четко прослеживается в картине «Героиня нашего и не нашего экрана» . Такого художника страна с удовольствием посылала на международные выставки. Правда, со временем он от экспрессионизма перешёл к импрессионизму, но для меня по-прежнему остался советским художником.

В начале 2022 года я посетила в Новой Третьяковке выставку «Михаил Врубель»  (это его автопортрет). На выставке были представлены как живописные работы художника, так и скульптура, и графика. Наконец-то я поняла, что его знаменитые демоны — это не дьявол, а душа художника. Интересна история скульптуры «Роберт и монахини» . Композиция была создана художником в 1896 году на сюжет из оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол». Она представляет одну из сцен оперы, когда духи зла в облике монахинь увлекают Роберта в подземелье. На самом деле Роберт — это сам художник в образе своего демона. Он не зло, он душа. Монахини — это его жена актриса и певица Надежда Забела-Врубель.

Летом 2022 года я открыла для себя новое имя — Генрих Семирадский . Не такой уж незначительный художник, оказывается. Выставка его картин и картин его учеников называлась «Генрих Семирадский. По примеру богов» . Художник с польскими корнями принадлежал как к польской, так и к русской культуре: он учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, участвовал в академических выставках, перезахоронен в Кракове. Генрих Семирадский обращался к древнегреческой и древнеримской мифологии, а также к евангельским сюжетам.

В начале 2023 года Новая Третьяковка порадовала выставкой «Скульптор Шадр», посвященной 135-летию со дня его рождения. Предваряет выставку «Портрет скульптора Шадра» работы художника Михаила Нестерова . В экспозиции представлены произведения скульптуры и графики. Оказывается, Шадр — это псевдоним. Я всегда считала его хрестоматийным представителем соцреализма, автором памятников Ленину, Горькому и булыжнику — орудию пролетариата. Но оказывается, у него есть и лирика. Вот, например, его скульптура «Любовь» . А вот серия графических работ — «Обнажённая с флейтой», «Девушка с мячом» (кстати, тоже обнажённая), «Обнажённая на камне». Странное у него однако представление об обнажённой женщине. Когда я обнажена, мне меньше всего хочется играть на флейте или в мячик, а тем более восседать на камне. Ну, вредно же. И чревато. Цистит заработать можно. Многие замыслы Шадра не были воплощены в скульптуре, так и остались на бумаге. Но надгробный портрет Алилуевой он изваял . Правда, восторг у меня вызвала совсем другая работа — модель для надгробия Екатерины Немирович-Данченко, жены режиссёра .

В середине 2023 года в Новой Третьяковке шли одновременно четыре выставки, которые показались мне интересными.

На выставке «Увидеть неизвестное» были представлены живопись и скульптура XVII-XXI веков из фондов Третьяковской галереи. Большинство работ действительно принадлежали неизвестным авторам или сами были неизвестны, хотя принадлежали знаменитым художникам. Я не знала, что у Маковского есть картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» , а у Кандинского картина «Озеро», у Нестерова картина «Молчание» , у Малевича картина «Сёстры» .

Почему-то в неизвестные попали известные картины — «Спящие дети»  Перова, «Стрекоза»  Поленова, «Гитарист»  Тропинина, «Сенокос» Гончаровой.

Выставка была разбита на разделы по жанровому признаку: архитектурные виды и изображения городов, интерьер, бытовой и исторический жанры, скульптуры. Библейские сюжеты в отдельный жанр не выделялись, но они были представлены в достаточном количестве. Например, «Встреча Марии с Елизаветой», «Максим Блаженный» . Обе картины датируются XVIII веком, художники неизвестны.

Улыбку вызвала бытовая картина современного художника Гелия Коржева «Адам Андреевич и Ева Петровна» .

Скульптуры в основном представляли собой портреты известных личностей — Пабло Пикассо , Андрей Вознесенский, читающий «Треугольную грушу»  (на мой взгляд, скорее шарж), Екатерина II  Бартоломео Кавачелли, граф Григорий Орлов  Федота Шубина, император Александр I , Мефистофель  Марка Антокольского, Ниночка  Сергея Конёнкова, Шопен .

Вторая выставка — «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Новые поступления». Предыдущая выставка поступлений графики ХХ века прошла в Третьяковке в 2003 году. Новая выставка представляет 250 работ, поступивших в галерею за последние 20 лет. Самые ранние произведения относятся к 1910 году, самые молодые — к 2020. Я не очень большой любитель графики, но некоторые работы показались мне интересными. Во-первых, женские фигуры — «Актриса»  Надежды Тимофеевой, «Женский образ»  Ростислава Барто, «Икона»  Олега Кудряшова, «Лиля Брик»  Фёдора Платова.

Понравились работы «Очередь за новостями»  Черёмушкина, «Два Христа»  Ливанова.

Восхитила техника силуэта Ивана Голицына . Как представитель древнего рода и потомственный художник, он считает себя обязанным сохранять и популяризировать дело предков. Серия силуэтов незабытых предков рассчитана на вариативное освещение. Благодаря прорезям рядом с портретом на стене появляется теневая проекция парного персонажа. Изображения как будто разговаривают друг с другом . Его отец Илларион Голицын был представлен на этой выставке со своим автопортретом .

Третья выставка называлась «Николай Вечтомов. К 100-летию художника». Почему-то «расширенная» экспозиция состояла всего из шести работ. Все они выполнены в одной манере и в тех же цветах. Вот «Жители планеты Х» .

Четвёртая выставка называлась «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Лестница в искусстве». В 2020 году Шемякин выпустил двухтомное издание «Лестница в искусстве», в которое вошло около 800 изображений. Оказывается, лестницы могут быть самые разные — «Метро»  Александра Лабаса, «Ковровая дорожка» Бориса Орлова, «Мост в Вико»  Николая Ге, серия «обувных» лестниц .

В конце 2023 года Новая Третьяковка показала выставку «Николай Рерих». Портрет Николая Рериха на выставке принадлежит кисти Бориса Григорьева . В своё время я изучала его творчество и творчество его семьи. Но выставка продемонстрировала такие грани художника и мыслителя, которые были мне неизвестны. Оказывается, Николай Рерих работал для театра. На выставке было представлено панорамное полотно театрального задника, выполненное Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона «Русского балета Сергея Дягилева». Размер полотна 10 × 23 метра. Оно было приобретено Третьяковской галереей и привезено в Москву из заграницы в 2021 году.

Мне понравился эскиз костюма к постановке пьесы Островского «Снегурочка» .

Впервые был представлен иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери, усыпальницы Каменских. Иван Каменский был купец и меценат. Скорее всего, по его заказу Рерих создал иконы для фамильной церкви Каменских в Успенском женском монастыре Перми. Иконостас состоит из десяти секций — Предстоящие, Архангел Гавриил, Богородичные праздники к иконе «Богоматерь Казанская», центральный образ — икона «Богоматерь Казанская», царские врата с изображением Благовещения и четырёх евангелистов (левая створка), царские врата с изображением Благовещения и четырёх евангелистов (правая створка), Надвратная сень, Спас Нерукотворный , Архангел Михаил, Предстоящие.

Рерих, как настоящий человек мира, с одинаковой любовью изображает как христианские святыни — «Спас Нерукотворный» , «Пантелеймон-целитель» , «Святой Сергий» , так и другие — «Моисей-водитель» , горельеф головы Будды , индуистское божество Кришну ,

Две другие части выставки знакомят с российским и восточным творчеством Рериха. Российский период сгруппирован по следующим разделам: «Язычество», «Начало Руси», «Святость», «Бой земной и небесный». Восточный период включает разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока», «Майтрейя (Будда грядущего)» . 

Всего на выставке было представлено 100 произведений живописи и графики. Экспозицию дополняют каменные идолы и книги Рериха о путешествиях и археологии, а также его философские труды. Большое внимание уделялось высказываниям Рериха о культуре. «Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре». Интересно, знают ли об этом профессиональные клеветники, занимающие должности за счет инсинуаций и наветов? Не думаю.

В начале 2024 года открылась небольшая выставка «Великолепные очевидцы: Время и люди. 1910-1930-е». Великолепными очевидцами на выставке выступают и авторы портретов, и их модели — писатели, режиссёры, деятели культуры. Так,  Михаил Ларионов изобразил Наталью Гончарову (дважды), Анненков — Замятина , он же — Бабеля , Есенина , Эйзенштейна и А.Н. Толстого , Кукрыниксы — Татлина. Художник Тырса написал два портрета Ахматовой: , . Понравились портреты Андрея Белого , Бальмонта , Чуковского , Луначарского, Таирова, Маяковского. Сопоставляются портреты, сделанные в разные годы и разными авторами, например, портреты Пастернака, Мейерхольда. Были и скульптурные портреты. Так, бюст Николая Гумилёва  соседствовал с его портретом работы Михаила Ларионова  и другого менее известного художника , две скульптуры Велимира Хлебникова ( и ) соседствовали с его портретом . Представлено несколько непортретных картин, например, Филонова: «Головы. Первая симфония Шостаковича» (почему?) , «Композиция с шестью лицами» (тоже Шостаковичем навеяна?)  и другие. Его портреты тоже были представлены.

Я люблю автопортреты. С удовольствием посмотрела автопортреты Анненкова , Петрова-Водкина , Клюна , Михаила Ларионова . Автопортреты сопоставляются с портретами. Так, автопортрет Лисицкого  («Конструктор») сопоставляется с портретом Кукрыниксов , автопортрет Малевича  с его же портретом не очень известного художника .  

Перед Первым мая у здания Новой Третьяковки начинают работать фонтаны .