Третьяковка на Кадашевской набережной
17-10-2025
Осенью 2024 года открылось новое здание Третьяковки на Кадашевской набережной. Здание современное, светлое, с эскалаторами и лифтами. На первом этаже есть мультимедийный зал, посвящённый Третьяковке. Мне понравилась алфавитная панель с карточками на каждую букву алфавита, включая Ё и Ъ
. Если приложить карточку с буквой к мультимедийному столу, то на экране появятся автор и картина, в названии которой есть данная буква.
Первая выставка в новом здании была посвящена передвижникам. Помимо основного выставочного зала (очень большого, кстати) был и мультимедийный зал, посвящённый передвижникам. На стене висели портреты всех передвижников. Портреты можно было перевернуть и узнать, какой художник на них изображён
. Хрестоматийные картины были выставлены в отдельном подзале
. В том же подзале была представлена мультимедийная карта, показывающая маршрут следования картин на ту или иную выставку
. Маршрут следования выставок был обусловлен наличием железнодорожного сообщения между городами. Поэтому в самом начале мультимедийного пространства была расположена модель паровоза
. Там же показывали небольшой фильм о передвижниках. Устав объединения был принят в 1870 году. В 1871 году состоялась первая выставка. За 53 года существования объединения было организовано 48 выставок. Мне приятно было отметить, что в выставочном зале почти все картины были мне знакомы, как и художники. Хотя были представлены и художники объединения, которых я знала не очень хорошо.
Начинается выставка с современного арт-объекта из парка Никола-Ленивец под названием «Грачи прилетели»
, являющийся прямой отсылкой к известной картине Саврасова. А вот и оригинал
. Поскольку большинство картин на выставке мне были знакомы, я захотела сфотографировать только одну — «Офелию» Константина Маковского
.
Выставка в Третьяковке на Кадашевской набережной — первый за последние 50 лет масштабный проект, посвящённый творчеству передвижников. В последние дни работы выставки было очень много народа, в том числе и бегающие по залу дети. Это минус.
В середине 2025 года в здании на Кадашевской набережной проходили две масштабные выставки — «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» и «Александр Дейнека. Гимн жизни».
Авангардиста Машкова («Автопортрет»
), основателя общества «Бубновый валет», я открыла для себя совсем с другой стороны. Мне безумно понравились его натюрморты («Натюрморт с фруктами на фоне тканей»
, «Натюрморт с ананасом»
, «Ягоды на фоне красного подноса»
), их огромное количество. Он удивительно здорово изображал цветы в вазах, причем такие букеты он тоже называл натюрмортами («Натюрморт. Цветы в вазе»
, «Натюрморт с маками и васильками»
). Он с удовольствием изображал обнажённые натуры («Пейзаж с купальщицами»
). Мне очень понравился «Портрет художника Мильмана»
. Мильмана я не знаю, но портрет восхитительный. Понравился «Новодевичий монастырь»
. Всего на выставке было представлено около 200 произведений художника из разных музеев и коллекций. Почему выставка называется «Авангард. Классика. Китч»? Потому что Машков считал, что эти направления можно объединить в картинах. Я не задумывалась, где китчевая работа, а где — классическая. Я просто получала удовольствие от созерцания красоты.
Творчество Дейнеки («Автопортрет в панаме»
) я знаю хорошо. Так мне казалось. Я думала, что выставка поможет мне в этом убедиться. Но выставка убедила меня в обратном. Конечно, картины с изображением спорта и спортсменов, а также передовиков производства я миновала быстро, подолгу задерживаясь у работ, которые оказались для меня неожиданными в творчестве Дейнеки. В них явно было что-то личное, какая-то приватность: «Дом, где родился А.А. Дейнека»
, «Спящий ребёнок с васильками»
, «Розовые гладиолусы»
и даже фривольность: «Купающиеся девушки»
, «Натурщица»
. На выставке было представлено более 200 произведений живописи, графики и скульптуры. Пожалуй, его графику и скульптуру я увидела впервые («Футболисты»
, «Эстрадный танец. США. Бурлеск»
), как и мозаичное панно «Голова парашютиста»
(из мозаики, мрамора и смальты).