Библиотека иностранной литературы

  26-03-2025

Саму библиотеку я посещаю со школы. Тогда она уже находилась в своём привычном здании на Котельнической набережной. Москвичи старше меня помнят библиотеку, когда она находилась в здании церкви.

В мои школьные годы библиотека ещё не носила имя Маргариты Ивановны Рудомино, своего основателя и первого директора. М.И. Рудомино была директором библиотеки с момента основания (то есть с 1921 года) по 1973 год, а её имя библиотека получила в 1990 году. 

Большой зал Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино находится в основном здании библиотеки. В 1889-1990 годах здесь читал свои лекции священник Александр Мень.

В начале XXI века из окон фойе перед Большим залом стал открываться прекрасный вид на башни Москва-Сити .

Я частый гость концертов, которые проводятся в этом зале. В основном, это концерты классической и этномузыки, например, клезмерской .

Изумительный концерт «Магия струнного квартета». Зарождение формы струнного квартета относят к середине XVII века. Прекрасные квартеты Гайдна, Мендельсона и Глазунова звучали в исполнении двух скрипок, альта и виолончели.   

Мне нравится, что концерты классической музыки комментирует грамотный искусствовед. К сожалению, не всегда.

В фойе перед Большим залом часто проводятся интересные выставки. Это могут быть картины, фотографии, книги, скульптура. Мне понравилась выставка «Алмазные грани русской души» — изделия из Гусь Хрустального . Иногда хрустальные изделия напоминали янтарь .

В мае 2023 года в Большом зале звучал джаз (шесть гитар, контрабас и ударные). В очередной раз прихожу к выводу: джаз — это не моё.

В мае 2024 года в Большом зале был Вечер струнных квартетов. Две скрипки, альт и виолончель исполнили два концерта Моцарта, каждый из четырёх частей. На бис звучал Шуберт. Прекрасный концерт!

В июле 2024 года в исполнении блестящего колумбийского пианиста звучал концерт «Шопен без границ». На бис были исполнены две мелодии — «Дорогие мои москвичи» и «Подмосковные вечера». Выставка в фойе — «Магия Африки. Тропическая Африка». Ритуальные маски ( «Выразительная маска с большими щеками»), скульптуры, традиционные африканские артефакты ( «Кукла-погремушка для девочек, Камерун»,  «Копьё Ngbaka»).

В марте 2025 года в исполнении того же колумбийского пианиста я слушала фортепианный концерт «Из Колумбии с любовью». Бах, Гайдн, Чайковский, конечно же Шопен, много Шопена и колумбийский композитор с трагической судьбой Луис Кальво. Очень приятная музыка этого композитора и подробный рассказ о его жизни. Пианист исполнил три вещи своего соотечественника — «Интермеццо №1», «Интермеццо №4» и «Вальс Gentleman». 

В здании через дорогу находится Овальный зал. В сквере перед входом установлена вот такая скульптура .

Овальный зал меньше Большого, но в нём проводятся не менее прекрасные концерты классической музыки. Комментирует программу тот же отличный искусствовед.

Очень популярен Салон «Музыкальные среды». На этих концертах всегда можно услышать новую музыку, узнать какие-то новые имена.

На концерте «Альт сквозь эпохи» наряду с музыкой Баха, Паганини, Брамса, Франка звучала музыка ныне здравствующего (75 лет) латышского композитора Васкса. Он не пошёл на поводу у большинства современных композиторов, отдающих предпочтение диссонансу. Его музыку вполне логично включать в одну программу с перечисленными выше именами.

Концерт «Душою скрипки музыка звучала...» был, по сути, генеральной репетицией к конкурсу имени Чайковского. Бах, Паганини, Чайковский в обоих отделениях, Бетховен, Эрнст, Прокофьев, Изаи, Шимановский. Оказывается, стихи песни «Вечерний звон» изначально были стихотворением ирландского поэта Томаса Мура «Those evening Bells». А Эрнст предложил вариации на тему стихотворения этого поэта «Последняя роза лета» для скрипки соло. Кстати, она исключительно трудна для исполнения.

Потом в «Музыкальных средах» был перерыв. Я была очень рада, когда в апреле 2024 года они возобновились. Я слушала изумительную музыку Бетховена (Сонату № 7 в четырёх частях), Прокофьева (Сюиту из балета «Ромео и Джульетта» в необычной обработке для скрипки и фортепьяно) и Римского-Корсакова (Сюиту из балета «Шехерезада» тоже в обработке для скрипки и фортепьяно). До чего же Римский-Корсаков мелодичный!