Школа современной пьесы

  07-08-2023

Этот драматический театр открылся в 1989 году. Но открыла я его для себя только в 2021. Раньше признавала только классические театры, потом стала ориентироваться на репертуар. И вот состоялось. Спектакль «Авиатор» по роману Водолазкина.

Во-первых, роман мной прочитан, он мне понравился. Сюжет у него сложный, прошлое переплетается с настоящим, поэтому, во-вторых, мне было интересно, как такая вещь будет реализована в театральных условиях. Получилось компактно. А литературная концовка лишь подразумевается. Поэтому — только читать. Только читать. И уже потом, при желании, смотреть.

Театр находится рядом со станцией метро Трубная. На выходе обнаружила новый для себя памятник — погибшим милиционерам с Георгием Победоносцем наверху . С 1994 года существует этот памятник, а я его увидела только в 2021 году благодаря «Авиатору» в Школе современной пьесы.

Иммерсивный спектакль «На трубе» мне понравился. Даже очень. Райхельгауз молодец. Люблю эксперименты. Спектакль погружает в историю театра, жизнь его здания, которое существует с XVIII века, атмосферу. В первой части нам показали семь маленьких спектаклей, причём артисты играли в непосредственной близости от нас и даже вовлекали нас в действие. Со мной выпили на брудершафт очень вкусную наливочку. Во второй части был философский разговор Чехова с Толстым о жизни — уже на сцене. А в третьей части столы на сцене превратились в раздаточные, зрителей угощали шампанским и целой плошкой салата оливье каждому. А на другой сцене был прекрасный концерт — виртуоз-балалаечник, канкан и многое другое.

Почему «На трубе»? Так на Трубной же. На площади раньше был ресторан, а поваром был знаменитый Оливье.

Почему-то художник Евгений Якуб в начале ХХ века ресторана не увидел, а ларьки на Трубной площади увидел. Именно так называется его графическая работа , представленная на выставке «Мир графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Новые поступления» в 2023 году в Новой Третьяковке в Москве. 

Кстати, у театра несколько сцен и соответственно несколько входов. Вот один из них: . Зрительный зал тоже производит приятное впечатление .

Спектакль «Толстого нет» считаю очень сильным. Толстой столько делал для благополучия других людей, что на своё благополучие у него просто не осталось времени. «Каждая несчастливая семья несчастна по-своему» — это же Толстой о своей семье сказал. Хотя ни этих слов, ни его самого в спектакле нет.

Потрясающий спектакль «Фаина. Эшелон». Райхельгауз рассказывает историю жизни своей мамы во время войны. А мы, зрители, во время всего рассказа едем в том самом поезде из рассказа, который в конце спектакля взрывается. Но нас всё равно кормят борщом, который прямо при нас варит его мама во время своего рассказа. Ещё и добавки предлагают.

Великолепный спектакль «Лондонский треугольник». Три действующих лица — Герцен, Огарёв и его жена Натали Тучкова, которая жила с Герценом будучи женой Огарёва, а потом всё-таки стала Натали Герцен. Дело происходит в эмиграции, в Лондоне.

У спектакля «Шинель/пальто» помимо Гоголя ещё два автора — Вадим Жук и Максим Дунаевский. А фактически три, учитывая постановку Райхельгауза. Сначала нестройный хор драматических актёров мне показался какофонией. Потом я стала вычленять гоголевские слова, и стало понятнее. Местами смешно. Современно. Но если бы я не пошла на этот спектакль, то ничего бы не потеряла.

В фойе была выставка без названия. Кое-что понравилось. Вот фактически мой девиз по жизни: . Вот ещё: .

Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» легкий. Местами смешной. Интересная идея — отвести Дантеса от Пушкина или самому попасть под пулю, лишь бы не наше всё. Действие происходит в наши дни в Питере. Отсылка к Пушкину постоянная, к советскому прошлому тоже. Всё бы ничего, только артисты очень тихо говорят. Или это акустика плохая?