Гжель

  08-03-2019

Гжель — это село в Московской области в 43 км от МКАД с населением чуть более 1000 человек. Находится на реке Гжелка, притоке Москвы-реки.

Название Гжель известно по духовной грамоте Ивана Калиты 1330-х годов. Он завещал село своему сыну Ивану Красному. Позднее село принадлежало Дмитрию Донскому, Василию I и его вдове.

С советских времен слово «гжель» ассоциируется у нас с фарфоровыми изделиями бело-синего цвета. Чашки, блюдца, разделочные доски в традиционном стиле Гжель были (и есть) практически в каждом доме.

Целью поездки в Гжель было знакомство с производством.

Керамический промысел в Гжели приобрёл большое значение в XIX веке благодаря обнаружению в этих местах богатейшего месторождения красных глин. Во второй половине XIX века основные керамические заводы Гжельской волости располагались в селе Речицы, нескольких деревнях. Так, в деревне Кузяево находится один из старейших фарфоровых заводов, основанный ещё в первой четверти XIX века. Выпускать посуду предприятие прекратило только с 1990-х годов, не выдержав конкуренции.

Речицкий завод по производству фарфоровой аппаратуры является одним из старейших предприятий Гжели. Его история восходит к 1858 году. В 1983 году наряду с производством химико-лабораторной посуды и изделий технического электроустановочного фарфора заводом начат выпуск товаров народного потребления в традиционном стиле Гжель. Сегодня Речицкий фарфоровый завод занимается производством технического и художественного фарфора, а также изделий из специальных керамических масс.

В самом селе Гжель находились два завода, специализировавшиеся на изготовлении горшков. Сегодня они под другим названием продолжают заниматься выпуском традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью.

На заводе я увидела все этапы производства. На первом этапе создания изделия делаются наброски с помощью карандаша. Потом создается гипсовая модель , по которой изготавливается первичная заготовка. Затем гипсовая фигура отправляется на литейный участок форм. По ним делается разъемная литьевая форма. Исходное сырье из белой глины, разбавленное водой и хорошо перемешанное поступает по трубе из цеха массозаготовки в литейно-заготовительный цех. Сырьем заполняют формочку, из которой затем извлекается полуфабрикатное изделие, которое потом направляется в печь .

Предварительный обжиг проводится при температуре 900°С. Все изделия приобретают розовый цвет . Это имеет практическое значение, потому что на розовом отчётливо видны все дефекты. Обжиг придает изделию характерную фарфоровую твердость, после чего полуфабрикат расписывается художником . Обязательно присутствие традиционной розочки.

Расписанное изделие после предварительного обжига окунается в специальную водяную смесь - подглазурь .

Основной обжиг проходит при повышенной температуре 1350°С. Здесь глазурные рисунки приобретают все оттенки синего цвета в пределах заданного спектра. Готовыми изделиями можно полюбоваться в музее, который находится недалеко от завода .

Мы привыкли, что гжель — это посуда. Но, оказывается, в стиле гжель могут быть и часы , и яйца «под Фаберже» , и канделябры, и иконы .

В Москве Тверской бульвар украсили яйцами «под гжель» . Очень похоже!

А современная гжель бывает, оказывается, и разноцветной: