Ростов Великий
20-04-2024
Ростов Великий — это город в Ярославской области. Находится на берегу красивого озера Неро .
Это один из старейших городов России, гораздо старше Москвы. Официально упоминается в «Повести временных лет» в конце IX века, а Ростовом Великим назван в конце XII века. Говорят, что он входит в список городов Золотого кольца России, но когда я ездила по Золотому кольцу, в Ростов великий я никогда не попадала. Поэтому моё первое посещение Ростова Великого пришлось на 2022 год.
Основная достопримечательность — Ростовский кремль на берегу озера Неро. Первоначально в кремле находилась резиденция митрополитов. Ростовский кремль был построен в середине XVII века. Изначально предполагалось создание рая в соответствии с библейским описанием: окружённый стенами с башнями райский сад с прудом в центре.
На выставке «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX века» в Звенигородском Манеже в 2024 году была представлена картина Петровичева «Ростов Великий» . Конечно, на ней изображён Кремль.
Сегодня ансамбль кремля состоит из архиерейского двора, Соборной площади с Успенским собором и митрополичьего сада. Архиерейский двор действительно выглядит как окружённый стенами с башнями ухоженный райский сад с прудом в центре , , .
Успенский собор сейчас относится к кремлю, но сначала он появился отдельно от кремля на полтора столетия раньше: в начале XVI века . Он очень похож на Успенский собор Московского Кремля. Но в мой приезд летом 2022 года внутри собора было пусто. Вся начинка была на реставрации. Даже на аналое лежала икона из ростовской финифти .
Ростовский Кремль и Успенский собор изобразил Николай Рерих, выставка которого «Николай Рерих» прошла в Третьяковской галерее в Москве в 2023 году. Правда, то, что я назвала Успенским собором, у Рериха называется «Вход в Кремль».
Звонница Успенского собора была сооружена в конце XVII века и стоит отдельно от собора . Сохранились 15 колоколов того времени.
На архиерейском дворе несколько церквей. Самая красивая из них — церковь Одигитрии. Хронологически это последнее сооружение архиерейского двора. Она построена в конце XVII века, когда стены кремля уже были завершены. Церковь двухэтажная. Внешние стены церкви раскрашены под так называемый бриллиантовый руст .
Церковь Иоанна Богослова тоже была построена в конце XVII века, но раньше церкви Одигитрии. Храм имеет пять куполов, каждый на высоком декорированном барабане . Внутри церкви сохранились фрески XVII века, изображающие сцены из жизни Aвраамия Ростовского и самого Иоанна Богослова . Все поверхности сводов и стен церкви и галереи украшены живописью, выполненной ярославскими мастерами , , , , , . Храм не действует, иногда по праздникам в нем проводятся службы. Во время осмотра галерей можно услышать церковные песнопения . Очень красиво!
В конце XVII века была построена домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском архиерейском доме — церковь Спаса Нерукотворного на сенях. Она была расписана одним ростовским попом и ярославскими мастерами.
Государские хоромы были построены тоже в конце XVII века. Они предназначались для приезда русских государей. Сегодняшнее название Красная палата . Здесь проводятся выставки. Я посетила выставку «Хвост кометы». Её составляют работы художников-авангардистов начала XX века, всего 51 экспонат (живопись, графика, скульптура). Представлены как известные работы, так и незнакомые произведения. То же и с авторами — многих я знаю (Кончаловского, Лентулова, Попову, Фалька, Машкова, Рождественского и других), некоторые имена мне незнакомы (Комардёнков, Прусаков и другие). Вот работа Фалька «Портрет в розовом» . Собственно из-за этой выставки я и решила приехать в Ростов Великий. Отдельный угол посвящён военному лубку. Интересно, что Маяковский очень часто выступал автором и текста, и картинки.
В сенях Белой палаты при осмотре галерей и стен кремля можно увидеть кухонную утварь X-XX веков из керамики, фарфора, дерева и металла . Белая палата служила трапезной, а сени — буфетной и раздаточной.
Белая палата считается частью Митрополичьего сада, который примыкает к Ростовскому кремлю. Изначально Митрополичий сад являлся неотъемлемой частью архиерейской резиденции. Он был создан в конце XVII века, когда завершалось формирование ансамбля Ростовского кремля. В конце XVIII века он был утрачен. Частично сохранились только его кирпичная ограда и небольшая двухэтажная садовая палата. Существующий сегодня сад был воссоздан на основании сохранившихся документов в 90-е годы ХХ века. Его крестообразная планировка и состав деревьев (яблони, вишни, сливы, груши) соответствуют Митрополичьему саду конца XVII века. В Аптекарском огороде выращивают овощные и ягодные культуры, пряные и лекарственные травы, возделывание которых практиковалось в России того времени. В Митрополичьем саду тоже есть пруд как и на архиерейском дворе. По Митрополичьему саду можно погулять, а можно посмотреть на него сверху при посещении стен и галерей Ростовского кремля.
За каждую достопримечательность кремля надо платить отдельно. Посмотреть можно лишь то, за что уплачено.
Кремль находится у самого озера Неро. Если спуститься от кремля к озеру, то можно увидеть Владимирскую часовню и Поклонный крест. Их можно увидеть и с озера Неро во время прогулки на кораблике. Кораблик — это маленькое судёнышко, рассчитанное на 11 человек.
Прогулка длится 40 минут — от кремля до Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и обратно — и стоит 700 рублей.
Поклонный крест был установлен в память о крещении ростовчан на предполагаемом месте крещения ростовчан. В 2015 году он был освящен. Гранитный крест был изготовлен специально к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Его высота 3,7 метра.
В том же году была освящена часовня в честь равноапостольного князя Владимира, установленная рядом с Поклонным крестом.
Первые люди обосновались на озере около 4 тысяч лет до н.э. В IX веке вблизи озера поселились славяне. Они назвали озеро Ростовским в честь города Ростова. Пётр I планировал построить здесь свой первый флот, однако отказался от этой идеи, так как озеро имело малые глубины.
В центре озера находится симпатичный зелёный островок .
Набережной как таковой нет. То есть пройти по берегу озера можно, но на всем протяжении предполагаемой набережной тянется глухой забор воинской части. Плюс бездорожье. Чувство прекрасного спит.
Моста через озеро Неро нет, зато есть мостик на берегу. У него даже есть название: Мостик для поцелуев. А чтобы никто не ошибался, таблички с названием установлены по обе стороны мостика. Так что от от одной таблички мостика можно сразу увидеть и другую табличку и понять, что ошибки нет и быть не может . На табличках есть и пиктограмма, очевидно, для тех ростовчан, которые ещё не умеют читать. А место к поцелуям и правда располагает… .
На протяжении нескольких столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь основан в конце XIV века. Основателем монастыря является святитель Иаков (Яков), но подлинный расцвет монастыря связан с именем святителя Димитрия, жившего в XVIII веке. Димитрий в совершенстве владел даром слова, поэтому известен как Российский Златоуст. Мощи Святого Димитрия являются главной монастырской святыней.
Сегодня это мужской монастырь. Вход осуществляется через Святые ворота .
Трёхъярусная колокольня возведена в XVIII веке. Количество колоколов менялось с течением времени. В конце XVIII века их было четыре, к началу ХХ века уже 22.
Собор Святого Димитрия Ростовского был построен в конце XVIII века. Он был освящен в честь святителя Димитрия Ростовского, чьи чудотворные мощи являются главной святыней монастыря. В соборе сосредоточена также большая часть святынь обители. Димитриевский собор построен на средства благотворителя графа Шереметева, который являлся почитателем святителя Димитрия. Сегодня Димитриевский собор является главным монастырским храмом . В нем проходят все воскресные и праздничные богослужения.
Собор Святого Иакова Ростовского был построен в начале XIX века. Архитектура собора Святого Иакова Ростовского напоминает архитектуру стоящего рядом Димитриевского собора. Только Димтриевский собор стоит отдельно, а собор Святого Иакова тесно примыкает к Зачатьевскому собору — собору в честь Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы , построенному в конце XVII века. Внутри сохранились фрески того времени.
Водяная башня есть не только в Ростовском кремле, но и в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Здесь она с воротами . А рядом находится угловая башня со смотровой площадкой.
Святой источник существовал в обители давно. А вот часовня над святым источником была построена в 1996 году и освящена во имя святителя Иакова. Кстати на ночь святой источник закрывается. Открывается только в 9 утра.
Спасо-Преображенский храм стоит отдельно от остального ансамбля монастыря. Дело в том, что раньше он принадлежал Спасо-Песоцкой обители, основанной в середине XIII века. Существующее здание собора построено в XVII веке на месте прежнего деревянного. А сама Спасо-Песоцкая обитель была в конце XVIII века присоединена к Спасо-Яковлевскому монастырю.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан в XV веке на месте рождения преподобного Сергия Радонежского. Здесь же прошли его детские годы. По документам известен с начала XVII века. Монастырь (тогда женский) был бедным и долгое время не мог себе позволить каменного строительства. С приходом советской власти Троицкий монастырь в варницах разделил участь всех церквей и монастырей России того времени. Только в 1988 году Русской Православной церкви стали возвращать храмы. Троице-Сергиевому Варницкому монастырю возвращать было нечего — на месте красовавшегося когда-то монастыря был замусоренный пустырь. Сохранились лишь несколько икон, некогда находившиеся в его деревянных храмах. Зато сегодня это потрясающе красивое место! В 2005 году был восстановлен Троицкий собор — на том же месте, в тех же размерах и в том же стиле, что и первый каменный собор, построенный в конце XVIII века. Красный цвет собора — это пасхальный цвет Воскресения Христова.
В 2014 году был освящен собор в честь Сергия Радонежского — главный собор монастыря.
Восстановлена Введенская церковь — в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы.
В 2004 году над Святыми вратами обители был сооружён один из первых в России храмов в честь родителей преподобного Сергия Радонежского — преподобных Кирилла и Марии. С севера к храму примыкает крестильня.
Богоявленский Авраамиев женский монастырь — один из старейших монастырей России. Он основан в самом начале XI века. В середине XVI века по указу Ивана Грозного первый Богоявленский деревянный храм был перестроен в камне и расписан.
С приходом к власти большевиков была проведена национализация церковного имущества. Только в 2003 году церкви монастыря были восстановлены, а сам монастырь возрождён. Правда, в 2022 году его состояние было плачевным. Вот Богоявленский собор: . На заднем плане церковь Введения с трапезной. Оба сооружения производят удручающее впечатление.
Кроме Богоявленского собора и Введенской церкви в монастыре есть церковь Николая Чудотворца (она же с другой стороны ), парк с прудом и живностью .
За монастырским забором видно озеро Неро .
В начале XXI века была построена новая церковь — церковь Державной иконы Божией Матери . Она очень похожа на церковь Иоанна Воина на Якиманке в Москве. В мой приезд была закрыта. Судя по отзывам, она всегда закрыта . Очевидно, чтобы не попортить такую красоту.
В XIV-XVI веках в Ростове Великом существовал Сретенский монастырь. После того, как обитель была упразднена, на её месте остались два храма – Сретенский и Никольский. Оба храма были деревянные и со временем сильно обветшали. Поэтому в начале XIX века было принято решение о строительстве вместо них одной кирпичной церкви. Ее основной придел решено было посвятить Святителю Николаю, а другой придел – Сретению Господню. Во время борьбы советской власти с религией Никольский храм закрыли. Но в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, церковные службы в нем возобновили . И больше богослужения здесь не прекращались. Сейчас Никольская церковь действующая . Приставка к ее названию «на Всполье» объясняется местоположением храма. Ведь он был построен за пределами городского центра, на окраине, где начинались окружавшие Ростов поля. Сейчас полей вокруг церкви нет, зато есть ухоженный садик .
Достопримечательностью Ростова Великого является, как ни странно, гимназия. В конце XIX века после смерти единственного сына уроженец ростовской земли купец Кекин решил оставить весь свой капитал и имущество городу Ростову, записав это в духовном завещании. Основным в завещании был пункт об устройстве в Ростове мужской гимназии, а в дальнейшем — университета. Университетом гимназия не стала, хотя некоторая научная деятельность в ней ведётся. Зато она стала памятником архитектуры, напоминая не то музей, не то театр .
Внешний вид здания вокзала за его многолетнюю историю менялся неоднократно. Раньше это было небольшое деревянное строение с каменной центральной частью – залом ожидания и двухэтажными флигелями, соединёнными галереей. Современное здание вокзала построено в 1975 году. Горожане называют его «кораблём» за сходство с океаническим лайнером. Над вокзалом возвышается шпиль с ладьёй – символом города. Само здание двухэтажное. Внутри оно тоже красивое и разнообразное , , .
Общие впечатления: дорог в городе нет. Заасфальтированных участков всего несколько, все в районе ж/д вокзала. У меня было ощущение, что я гуляю по дачному посёлку. Все дома — одноэтажные, редко двухэтажные.
Жители передвигаются пешком, что очень неудобно, учитывая бездорожье, или на личном транспорте. Приезжим рекомендуют такси. Оно недорогое. Есть автобусы и маршрутки, но нет расписания, остановки не объявляются, нет названий улиц. Билет на автобус стоит 20 рублей (наличными, водителю или кондуктору). Остановки обозначаются дорожным знаком. Крытые остановки есть, но в них стоят мусорные контейнеры.
Люди приветливые, дружелюбные, простые.
Кафе, палатки с мороженым и выпечкой отсутствуют.
До величия Ростову Великому далеко.
Современный художник Валерий Кокурин увидел Ростов таким . Его картина была представлена в 2023 году на выставке «Увидеть неизвестное» в Новой Третьяковке в Москве.
Другой современный художник назвал одну из своих картин «У озера Неро» . Его картина была выставлена в Галерее Нагорная в Москве в 2024 году на выставке «О чем говорят краски...».