Михайловский (Инженерный) замок

  26-05-2023

Михайловский, или Инженерный замок — это бывший императорский дворец, построенный на рубеже XVIII-XIX веков по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Перед главным фасадом здания установлен памятник Петру I с характерной надписью: «Прадеду правнук 1800» .

Михайловский (Инженерный) замок . Михайловский (Инженерный) замок имеет со всех четырех сторон архитектурно разные фасады. Задумывалось это с целью достичь гармонии вида замка с окружающей его городской средой. В замке есть постоянная экспозиция — «Петербургское общество эпохи Романовых», есть временные выставки, в 2015 году, когда я была в Михайловском (Инженерном) замке, это «Скульптура в камне» и «Светский лубок» . Постоянная экспозиция удачно вписалась в тему музея Фаберже, который я посетила чуть ранее. Хозяйкой Михайловского дворца была Великая княгиня Елена Павловна - вюртембергская принцесса Фредерика Шарлотта Мария. В Россию она приехала в 16 лет и, приняв православие, получила новое имя - Елена. Будучи женой второго лица в государстве, Елена Павловна была хозяйкой знаменитого салона в Михайловском дворце, который посещали самые выдающиеся люди того времени: литераторы, художники, музыканты, ученые, политики. Подобные салоны, которые имелись во многих аристократических домах Петербурга, играли важную роль в общественной жизни русского дворянства. Стараниями Великой княгини появились Русское музыкальное общество во главе с А.Г. Рубинштейном и музыкальные классы, положившие начало Петербургской Консерватории. Портрет Елены Павловны кисти К.П. Брюллова  присутствовал на небольшой выставке художника, организованной Третьяковской галереей в Москве.

В Михайловском замке есть постоянная экспозиция, в которой собраны картины с портретами императоров и скульптур из Летнего сада, собранные Петром I. В настоящее время коллекция насчитывает 92 скульптуры. В Михайловском замке мраморные скульптуры, украшавшие летний сад в течение 300 лет, находятся с 2011 года в целях обеспечения их сохранности. Кроме того, в Михайловском замке проводятся временные выставки. В ноябре 2019 года я посетила временную выставку «Валаам: 200 лет в русской живописи». На выставке представлена коллекция неизвестных для отечественных любителей живописи картин Ново-Валаамского монастыря из Финляндии и произведения из Валаамского монастыря в России. В своё время Валаамский монастырь предоставлял молодым художникам жильё и питание, а они, в свою очередь, дарили монастырю свои картины. Выставка посвящена 30-летию возрождения Валаамской обители. Представлены картины Шишкина, Гине, Васильева и других художников. Представлен портрет настоятеля Валаамского монастыря игумена Дамаскина художника И.И. Журавлёва . На выставке в режиме non-stop показывали небольшой фильм об истории Валаамского монастыря.

В апреле 2023 года я посетила в Михайловском замке выставку «Николай Суетин. Илья Чашник». Я знакомилась с творчеством этих самых близких и преданных учеников Малевича на выставках авангардистов. Если я не ошибаюсь, они впервые удостоились персональной выставки. В 2017 году Русский музей получил в дар по завещанию Суетиной материалы из архива Анны Лепорской, ученицы и секретаря Малевича. На выставке представлены ранее не известные рисунки, связанные с деятельностью Чашника и Суетина в Гинхуке. О Гинхуке я уже упоминала в связи с выставкой «Мир как беспредметность» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. На фотографии Малевич в окружении Суетина и Чашника в Гинхуке .  Оказывается, Илья Чашник умер в возрасте 27 лет! Особый раздел выставки составили работы Суетина – главного художника Ленинградского фарфорового завода . Он, как правило, был автором росписи и исполнителем, а автором формы был другой человек, чаще всего, Казимир Малевич. Пару фарфоровых чашек расписал и Чашник , хотя он, в основном, известен Архитектоном  и супрематическими орнаментами .

Суетин удивил меня обычными картинами, не-супрематическими — «Рыбаки. Костёр ночью», «Голова рыжего мужика», «Голова бородатого мужика», просто «Голова мужика», сам «Мужик», «Ощущение войны. Пейзаж с вазами» и даже «Портрет женщины с букетом цветов» .

Чашник наблюдал разгром Гинхука. Суетин мог наблюдать разгром всего авангарда — аресты, заключения и расстрелы художников и поэтов своего круга, преследования и мытарства учителя, приведшие к его, в сущности, довольно ранней гибели. Памятник на могиле Малевича в Немчиновке был сделан Суетиным.