Музей Фаберже

  12-08-2021

Музей Фаберже  находится в Шуваловском дворце. Каждый час проводятся экскурсии. Имеет смысл присоединиться к экскурсии. Не ошибусь, если скажу, что Фаберже у всех ассоциируется с яйцами. На самом деле из 4000 экспонатов музея яиц Фаберже представлено всего 14, начиная с самого первого, когда Карла Фаберже ещё никто не знал. Приобретя известность, Карл Фаберже стал ювелиром императорского двора. В музее представлены изделия (единицы хранения, как сказала экскурсовод), которые предназначались для членов императорских семей — не только яйца (с сюрпризом или без), но и украшения, портсигары, а также столовое серебро. Компаньоны Фаберже работали в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе, при этом мастерские в Санкт-Петербурге специализировались на уникальных изделиях для императорской семьи, мастерские в Москве специализировались на ширпотребе, а мастерские в Одессе специализировались на столовом серебре. В музее также представлены картины: Айвазовский, Маковский, французские импрессионисты и другие. Музей развивает чувство прекрасного, в нем испытываешь эстетическое наслаждение. Под опекой вельможного И.И. Шувалова, во дворце которого сейчас располагается музей Фаберже, находился в своё время молодой художник Ф.С. Рокотов (1735/1736-1808), который, хотя и родился в Москве, но в середине 1750-х приезжает в Петербург, где по словесному приказанию И.И. Шувалова был зачислен в Академию художеств. В 1766 Рокотов оставляет успешную карьеру в Петербурге и возвращается в Москву, где является главным портретистом конца XVIII века. Интересно, что похоронен Рокотов в Москве на территории старейшего монастыря XV века — Новоспасского монастыря. С этим монастырём связаны все Романовы, здесь же похоронен родоначальник всех Романовых — Роман Захарьин. Может быть, племянники похоронили Рокотова именно в этом монастыре в связи с тем, что он был дворцовым художником? Выставка «Фёдор Рокотов», прошедшая в Третьяковской галерее в Москве, разделила его творчество на три периода — Петербургский, Московский и Дворцовый, посвящённый произведениям художника, выполненных для интерьеров усадебных дворцов. Петербургский период творчества Ф.С. Рокотова открывает портрет И.И. Шувалова. Не всё так просто с картиной Ф.С. Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке» , тайну которой раскрыла прошедшая в Третьяковской галерее в Москве выставка «Тайны старых картин». В начале 1960-х годов появилась возможность сделать рентгенограмму картины, что позволило увидеть, какие изменения художник внёс в первоначальное изображение. Плащ скрыл нарядное платье, а треуголка — высокую напудренную причёску по моде 1770-х годов и жемчужные грушевидные серьги . Художник изменил костюм, но лицо оставил в первоначальном виде. Предположительно на картине изображена супруга страстного поклонника Ф.С. Рокотова поэта и издателя Н.Е. Струйского. Художник не успел закончить портрет молодой женщины в связи с её внезапной кончиной и поэтому «переодел» её в мужской костюм.

А вот выставка «Фёдор Рокотов. Собрание Исторического музея» была представлена всего 16 портретами Рокотова, остальные работы были написаны его учениками. Правда, доподлинно известен лишь один ученик Рокотова, об остальных можно только догадываться.   

С деятельностью Санкт-Петербургской Академии художеств, основанной в 1757 году, связана эпоха торжества русской академической школы, пришедшаяся на первую половину XIX века.

В 2016 году в музее Фаберже была выставка Фриды Кало . Фрида Кало (1907-1954) — художница с трагической судьбой. В 18 лет она попала в аварию, и именно несчастный случай побудил её взяться за кисть. Среди её картин очень мало пейзажей. Она живописует то, что её окружает — больницу и друзей. Три главные темы Фриды Кало — инвалидность, невозможность иметь детей и отношения с мужем, мексиканским художником Диего Риверой. Начала она с автопортретов: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Наиболее удавшимся портретом считается портрет матери её друга Эдуарда Морильо . Достойная пожилая женщина вяжет, и интерпретаторы творчества Фриды Кало видят в клубке нити судьбы.

В конце 2018 года выставка «Фрида Кало и Диего Ривера» открылась в Москве, в Манеже. Это была более масштабная выставка. Она знакомила не только с творчеством Фриды Кало, но и с творчеством её мужа, Диего Риверы, а также с картинами других мексиканских художников, подаренных Советскому Союзу.

В 2017 году в Музее Фаберже проходила выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» . Выставка позволяет проследить творческий путь Дали с 1930-х до 1980-х годов. Особый акцент сделан на осмыслении Дали работ Микеланджело и Челлини, а также «Божественной комедии» Данте. С началом Второй мировой войны Дали уезжает из Испании в США, где в 1941 году знакомится с фотографом Филиппом Халсманом. Они поддерживали творческие и дружеские отношения на протяжении последующих десятилетий. Одним из самых известных результатов их совместной работы стала фотография «Dali Atomicus» — летящие в воздухе кошки, мольберты, всплеск воды и сам Дали: , представленная уже на фотовыставке «Прыжок» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.