Русский музей. Корпус Бенуа

  17-08-2023

Постоянная экспозиция корпуса Бенуа Русского музея включает в себя фарфор, стекло, бронзу, картины, в том числе В. Серова, М.А. Врубеля, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, В.В. Кандинского, И.К. Айвазовского и менее известных художников. Часть картин И.К. Айвазовского из Русского музея была представлена в Третьяковской галерее в Москве на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения художника.

Выставка «Цирк» в корпусе Бенуа Русского музея проходила в 2016 году. Корпус Бенуа был построен по проекту русского архитектора Леонтия (Людвига) Николаевича Бенуа (1856-1928), сына известного русского архитектора Николая Леонтьевича (Людовиковича) Бенуа (1813-1898), представителя династии Бенуа. Н.Л. Бенуа был дедушкой художницы Зинаиды Серебряковой, которая, как и все представители династии Бенуа, рисовала с самого детства. Пережив смерть мужа и тяжёлые годы скитаний, художница возвращается в дом своего деда и берётся за заказные портреты. Большую выставку работ художницы (1884-1967) за последние 50 лет творчества организовала к 50-летию со дня её смерти Третьяковская галерея в Москве .

Выставка Льва Бакста (1866-1924) в корпусе Бенуа Русского музея  (в 2016 году). Ещё одно возрождённое имя. Его настоящее имя Лейба Хаим Израилевич Розенберг мало кому известно. Псевдоним Бакст образовался от фамилии бабушки Бакстер. Лев Бакст входил в объединение «Мир искусства" вместе с А.Н. Бенуа, С.П. Дягилевым, И. Левитаном, В. Серовым и другими. Известен как театральный художник и портретист. Его «Портрет девушки в русском кокошнике» был представлен на выставке «Художественные сокровища России» в Храме Христа Спасителя в Москве. Список театральных работ Льва Бакста огромен. Многие его костюмы к балетам восстанавливаются в современных постановках. Об этом говорил Марис Лиепа на своем юбилейном гала-концерте «Fifty five» в Кремлевском Дворце Съездов в Москве, посвященном его 55-летию. На концерте выступали звёзды мирового балета, а также Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац, который и восстанавливает костюмы по эскизам Льва Бакста, например, к балету И. Стравинского »Жар-птица» . Самый первый балет, к которому в 1903 году создал костюмы Лев Бакст, был балет «Фея кукол». Именно с этим балетом выступали выпускники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой на традиционном вечере в Кремлевском дворце съездов в Москве в 2017 году. Вслед за Бакстом театральные костюмы в игровой, гротескной и пародийной манере создает художник Аристарх Лентулов (1882-1943), выставка картин которого «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова» была представлена в Театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве. На выставке были представлены эскизы костюмов и декораций к «Виндзорским проказницам», «Сказкам Гофмана», «Демону», «Испанскому священнику» и др.

В 2021 году в корпусе Бенуа проходила выставка картин Шишкина. Что связывает художника с Санкт-Петербургом? Он учился здесь в Академии художеств, жил и умер в своей петербургской квартире.

В 2023 году я посетила выставку «Вдохновлённые классикой. Неоклассицизм в России». Пять залов на первом этаже, картины на лестнице и ещё зал на втором этаже. Работы ограничены хронологически — с 1900 по 1932 годы. Были представлены живопись, скульптура, графика и прикладное искусство (тарелки). Я увидела работы Бенуа, Малевича («Автопортрет»/»Художник») , Кустодиева («Портрет Грабаря», «Купальщица, сидящая на берегу» ), Бакста, Серова («Похищение Европы», «Натурщица»), Петрова-Водкина («Мать» , «Вакханка», «Голова юноши»/»Красный ангел», «Черёмуха в стакане» ), Серебряковой (её известная «Купальщица» , «Баня» ), Сомова, Машкова («Дама в голубом»), Самохвалова («Метростроевка со сверлом»), Дейнеки («Раздолье» ), Конёнкова, Веры Мухиной («Женский портрет»), Лансере и других, менее известных авторов. Меня удивила работа Бакста «Древний ужас» . Я не смогла соотнести название с изображением.